Татьяна Махова
«Условные мерки длины или 38 попугаев». Программа познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Программа организации познавательно –исследовательской деятельности детей
старшего дошкольного возраста
Тема: «Условные мерки длины…или 38 попугаев»
Авторский коллектив: Махова Татьяна Юрьевна воспитатель МДОУ №21 «Ласточка» ЯМР
Федина Надежда Петровна воспитатель МДОУ №21 «Ласточка» ЯМР
Материалы прошли общественную экспертизу
в рамках курса ФГОС ДО: организация познавательно-исследовательской деятельности
детей старшего дошкольного возраста на базе ГАУДПО ЯО ИРО
Актуальность
Публикация «„Условные мерки длины или 38 попугаев“, Программа познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Попугай, попугайчики
- Старшая группа
- Темочки
Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребенка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
В повседневной жизни ребенок часто сталкивается с отсутствием условных мерок для измерения длины. В ходе нашего исследования мы попробуем найти различные условные мерки, которые позволят быстро и точно получить результат.
Ожидаемые результаты программы
Дети знают разные условные мерки для измерения длины.
Дети выдвигают разнообразные предположения и задают вопросы.
Дети самостоятельно проводят измерения, используя разные условные мерки.
Дети умеют фиксировать условия и результат исследований.
Дети умеют, при помощи взрослого, пользоваться источниками информации и находить ответы на интересующие вопросы.
Дети могут применять знания полученные в результате исследования в игре и в свободной деятельности;
Целевые ориентиры, достигаемые при реализации программы
1. Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
3. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Cпособен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
4. Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний.
Цель программы:
Формировать исследовательские навыки детей в процессе активного экспериментирования с различными условными мерками для измерения длины.
Задачи программы:
1. Способствовать развитию интереса детей к процессу нестандартного измерения через экспериментальную деятельность.
2. Формировать умение детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы, делать выводы и фиксировать результаты исследования.
3. Расширить представления об условных мерках измерения длины.
4. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность.
Период реализации программы
Период реализации – 1 неделя
Участники : воспитатели, дети подготовительной группы.
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности детей:
Беседы
Наблюдения
Работа с художественной литературой (как метод активизации познавательного интереса)
Дидактический, подвижные, пальчиковые игры
Экспериментирование
Просмотр мультфильмов
Этапы реализации программы:
Подготовительный
1. Создание технического обеспечения для детского исследования:
- оборудование,
- материалы,
- уголок исследования,
- подбор художественной литературы для детей
- подбор мультфильмов по теме
2. Взаимодействие с семьей:
- анкетирование родителей,
- беседы с родителями о проведении измерений условными мерками.
оформление уголка для родителей, рубрика «Почитайте детям».
3. Чтение художественной литературы детям и рассматривание иллюстраций
Воспитатель предлагает посмотреть мультфильм по произведению Г. Остера «38 попугаев» и проанализировать его.
Беседа с детьми. Обобщающая беседа по сюжету мультфильма.
- Вы увидели как измеряли удава?
-Какие условные мерки использовались в мультфильме?
-Что может быть условной меркой в нашей жизни?
-Как правильно измерять с помощью условных мерок?
Стандартные мерки, которыми принято пользоваться для измерения. презентация меры длины с. pptx
Дидактическая игра «Подбери нужный предмет»
Основной этап
Выдвижение гипотез детьми на вопрос:
«Как и чем можно быстро измерить длину группы?»
Гипотеза
Длину группы можно измерить быстро и точно при помощи условной мерки из подручных материалов.
Дети самостоятельно выбирают инструмент для измерения, проводят исследование и полученные результаты фиксируют в дневниках.
Создают общую модель со своими результатами измерений.
Заключительный этап
В ходе обобщающей беседы получили следующие выводы детей:
-Более точной условной меркой для измерения была длинная нитка
- Условную мерку способом приложения измерили со стандартной меркой (рулетка) и получили результат.
-Быстрый способ измерения: чем больше мерку мы возьмем, тем меньше раз будем ее использовать.
-Наша гипотеза в ходе исследования подтвердилась.
Последующая работа
Фиксация пожелания детей на дальнейшие исследования
Какие меры измерения длин использовали в сказках;
Разработать проект «Путешествие в прошлое измерений длины»;
Создание альбома «Старинные меры длины».
Организация предметно- пространственной среды
Коллекция «Нестандартных мерок»
«Альбом исследователя»
Приложение (Методическое обеспечен
ие)[/b]
Мультфильм по произведению Г. Остера «38 попугаев».Multik.UseMind.ORG_38-popugaev.mp4
Фотографии исследований. Фото курсы
Презентация «Меры длины».презентация меры длины с. pptx
Коллекция «Нестандартные мерки».