Надежда Федина
«Условные мерки длины… или 38 попугаев». Программа познавательно–исследовательской деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Программа организации познавательно –исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Авторский коллектив: Федина Надежда Петровна
воспитатель МДОУ №21 «Ласточка» ЯМР
Махова Татьяна Юрьевна
воспитатель МДОУ №21 «Ласточка» ЯМР
Материалы прошли экспертизу в рамках курсов «ФГОС ДО: организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» на базе ГАУДПО ЯО ИРО
Период реализации – 2 дня
Участники : воспитатели, дети подготовительной группы.
Публикация «„Условные мерки длины… или 38 попугаев“, Программа познавательно–исследовательской деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Попугай, попугайчики
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность.
Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребенка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
В повседневной жизни ребенок часто сталкивается с отсутствием условных мерок для измерения длины. В ходе нашего исследования мы попробуем найти различные условные мерки, которые позволят быстро и точно получить результат.
Проблема.
Измерить быстро и точно длину группы при помощи условной мерки из подручных материалов.
Ожидаемые результаты.
Дети знают разные условные мерки для измерения длины.
Дети выдвигают разнообразные предположения и задают вопросы.
Дети самостоятельно проводят измерения, используя разные условные мерки.
Дети умеют фиксировать условия и результат исследований.
Цель: Формировать исследовательские навыки детей в процессе активного экспериментирования с различными условными мерками для измерения длины
Целевые ориентиры:
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности ;
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями;
Ребенок пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Задачи:
Способствовать развитию интереса детей к процессу нестандартного измерения через экспериментальную деятельность.
Формировать умение детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы, делать выводы и фиксировать результаты исследования.
Расширить представления об условных мерках измерения длины.
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности:
Беседы
Наблюдения
Работа с художественной литературой (как метод активизации познавательного интереса)
Дидактические игры
Материально-технические ресурсы:
Фотоаппарат для фиксации опытов
Бумага большого размера
Линейки разной длины
Маркеры, ножницы
Альбомы для зарисовок
Фломастеры
Измерительные приборы (рулетка, метр, различные виды ленточек, клубок ниток и др).
Методические ресурсы:
«Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Волгоград 2013г.
«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» Санкт- Петербург «Детство-пресс» 2013г.
«Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса Москва 2013г.
«Большая книга научных опытов и экспериментов» 2014г.
«Научные ответы на детские «Почему?» Н. Н Зубкова 2015г
Подготовительный этап
1. Воспитатель предлагает посмотреть мультфильм по произведению Г. Остера «38 попугаев» и проанализировать его.
2. Беседа с детьми. Обобщающая беседа по сюжету мультфильма. docx
- Вы увидели как измеряли удава?
-Какие условные мерки использовались в мультфильме?
-Что может быть условной меркой в нашей жизни?
-Как правильно измерять с помощью условных мерок?
3. Стандартные мерки, которыми принято пользоваться для измерения. презентация меры длины с. pptx
4. Дидактическая игра «Подбери нужный предмет»
Ответы детей на вопрос:
«Как и чем можно быстро измерить длину группы?»
Основной этап:
Дети самостоятельно выбирают инструмент для измерения, проводят исследование и полученные результаты фиксируют в дневниках.
Создают общую модель со своими результатами измерений.
Заключительный этап:
В ходе обобщающей беседы получили следующие выводы детей:
-Более точной условной меркой для измерения была гимнастическая палка.
- Условную мерку способом приложения измерили со стандартной меркой (рулетка) и получили результат.
-Быстрый способ измерения: чем больше мерку мы возьмем, тем меньше раз будем ее использовать.
-В ходе исследования удалось разрешить проблему.
Последующая работа:
Изучить старинные меры длины в сказках;
Предложить детям дома самостоятельно измерить длину и ширину комнаты и сравнить полученные результаты.
Разработать проект «Путешествие в прошлое измерений длины»;
Организация предметно-пространственной среды:
Создание альбома «Старинные меры длины».
Коллекция «Нестандартных мерок»
«Альбом исследователя»
Приложения:
Мультфильм по произведению Г. Остера «38 попугаев».Multik.UseMind.ORG_38-popugaev.mp4
Фотографии исследований. Фото курсы
Презентация «Меры длины».презентация меры длины с. pptx
Коллекция «Нестандартные мерки».