Наталия Вячеславовна
Современные методы и формы развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Лев Семёнович Выгодский
Задачами познавательно-исследовательской деятельности являются :
Формирование познавательных действий.
Публикация «Современные методы и формы развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развитие воображения и творческой активности.
Формирование представлений об объектах окружающего мира.
Умение устанавливать связи между предметами и явлениями, делать обобщения
В настоящее время исследовательская деятельность приобретает особую актуальность, так как в ходе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.
Исследовательская деятельность развивает познавательные способности детей, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, умение делать умозаключения и выводы.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Поэтому, исследовательскую деятельность я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения дошкольников.
Известны следующие формы и методы развития познавательно-исследовательской деятельности, это – наблюдения, прогулка, дидактические игры, трудовые поручения, экскурсии, эвристические беседы, экспериментирование, трудовая деятельность, путешествия, фиксация результатов.
Из опыта хочу выделить наиболее эффективные, при этом используется не одна форма или метод, а несколько, это интегрированная работа.
При знакомстве со свойствами песка используется наблюдение и экспериментирование.
Большой интерес вызвал опыт с окрашиванием воды.
Во время опыта с мыльной водой дети испытали огромный интерес, чувство радости и восторга.
Уход за комнатными растениями формирует и расширяет знания о них.
Посадка мини огорода формирует осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.
Что даёт экспериментальная деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда, почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается :
1. - мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
2. - воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть)
3. - внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
4. - речь;
5. - мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь).
Дети учатся анализировать произошедшее, не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивиться, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева – нет; бабушка «не поверит», когда внук расскажет ей, что сегодня он сам «сделал» болото в группе с лягушками и лилиями. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка.
Из выше сказанного можно заключить вывод:
Познавательно- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.