Светлана Коваленко
Программа по познавательно-исследовательской деятельности «Хочу все знать»
▼ Скачать +Заказ
«Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали,
а потому, что сам понял; пусть он не выучивает
науку,а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените
в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже
рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения.
Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его.
(Ж. Ж. Руссо)
Программа познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста (Далее - Программа) разработана как составляющая часть Рабочей программы воспитателя подготовительной к школе группы МБДОУ детский сад комбинированного вида № 22 города Ейска МО Ейский район, в соответствии с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года).
Публикация «Программа по познавательно-исследовательской деятельности „Хочу все знать“» размещена в разделах
Необходимость создания Программы обусловлена потребностью педагогов в специально разработанной системе познавательно-исследовательских занятий в рамках организованной образовательной деятельности. Учебно-методический комплекс к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы предлагает в качестве методического пособия для проведения познавательно-исследовательской деятельности книгу «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова для работы с детьми 4 -7 лет. В предисловии авторами указано, что «пособие предназначено для работы с детьми средней группы детского сада, но может применяться и в работе со старшими дошкольниками. В пособии предлагаются несложные, близкие по своему содержанию опыту дошкольников задания: все они носят ярко выраженный экспериментальный характер, позволяют ребенку экспериментировать, развивают познавательную инициативу».
Практика проведения познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе показала, что материал, представленный в данном пособии, не актуален для старших дошкольников. В возрасте 6 -7 лет дети испытывают жажду познания через практические действия с исследуемыми предметами.
Пытливость ума, познавательная активность старшего дошкольника формируется на основе уже приобретенных знаний, подкрепляемых опытно-экспериментальной деятельностью, направленной на определение свойств предметов, преобразование этих свойств в нечто иное, на умение сделать выводы об исследуемом предмете. И в конечном итоге приводят к накоплению интеллектуального багажа.
Новизна Программы заключается в реализации идеи развивающего обучения, построения работы в соответствии с конкретным педагогическим замыслом, интеграции разнообразных видов детской деятельности, творческой организация образовательной деятельности ребёнка, использования современных педагогических технологий. Исходя из этого, автором были подобраны, переработаны и дополнены конспекты организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников с учетом содержания календарно-тематического планирования в подготовительной к школе группе. Немаловажным является и факт использования в Программе регионального компонента при изучении свойств разнообразных органических и неорганических материалов.
Программа определяет содержание и организацию познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста МБДОУ ДСКВ № 22 города Ейска и имеет своей целью развитие познавательных, опытно-экспериментальных, а также речевых способностей детей с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Особенностью данной Программы является привязка содержания конспектов к календарно-тематическому плану, что обеспечивает единство образовательных целей и преемственность в детском развитии на протяжении всего учебного года, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Содержательный раздел Программы строится на основе дополненных и переработанных автором методических разработок педагогов России.
Срок реализации программы 1 год.
Цели и задачи Программы
Исходя из поставленной цели, формулируются следующие задачи:
1. Создать условия для развития познавательной активности детей, участвующих в исследовательской деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных способов экспериментирования.
2. Создать условия для совместной образовательной деятельности детей и взрослых (организация и проведение исследовательской проектной деятельности с привлечением детей и их родителей, организация наблюдений за объектами живой и неживой природы, постановка опытов и экспериментов, ведение календарей и составление таблиц по итогам наблюдений).
3. Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение.
4. Обучить детей приемам работы в групповых мини-лабораториях, правилам безопасного поведение при проведении опытов, наблюдений, экспериментов.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при взаимодействии со взрослым и сверстниками в процессе познавательно-исследовательской деятельности; развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности;
6. Ознакомить детей старшего дошкольного возраста со специальным оборудованием для проведения исследовательской деятельности, научить безопасно пользоваться им.
7. Дать первоначальные представления о химических и основных физических свойствах вещества (изменение агрегатного состояния, магнетизм, плотность, сила тяжести и т. д).
Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа сформирована с учетом следующих принципов:
• Принцип развивающего образования посредством всестороннего изучения воспитанников и разработки соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей;
• Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
• Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации);
• Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия всеми участниками образовательного процесса целей достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;
• Принцип партнерского взаимодействия с семьей;
Среди подходов к формированию Программы можно выделить :
• личностно-ориентированный, который предусматривает ориентацию педагогического процесса воспитания и обучения на личность ребенка, как главный критерий его эффективности. Механизм реализации данного подхода — создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;
•
• диалогический, предусматривающий становление личности, развитие ее умственных возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;
• системный —в качестве методологического направления, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними;
• средовой, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии познавательно-исследовательской стороны личности ребенка.
II. Содержательный раздел Программы
2.1. Содержание познавательно-исследовательской образовательной деятельности.
Содержание работы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных формах познавательной деятельности и охватывать все пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Конкретное содержание зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (организованной образовательной деятельности, наблюдениях, опытно-экспериментальной деятельности, продуктивной деятельности, - как сквозных механизмах развития ребенка).
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по областям:
«Познавательное развитие»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Содержательный раздел Программы дает детям первичные представления об объектах окружающего мира. Расширяются и уточняются представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения. Углубляются представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Расширяются представления о качестве поверхности предметов и объектов. Дети учатся применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.). Развивается познавательно-исследовательский интерес через показ занимательных опытов, фокусов; воспитанники привлекаются к простейшим экспериментам и наблюдениям.
В плане сенсорного развития у старших дошкольников развивается зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности. Совершенствуется координация руки и глаза; развивается мелкая моторика рук в разнообразных видах деятельности. Развивается умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться, направляя внимание на более тонкое различение их качеств. Дети учатся выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.). Развивается умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).
Одной из ведущих форм развития познавательно-исследовательских навыков является проектная деятельность. Раскрывая содержание исследовательской проектной деятельности, Программа содействует творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера. Поощряется обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.
В Программе также отражена дидактическая роль игры. Игры, включенные в систему познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, призваны расширять и уточнять представления детей о предметном мире, формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
Через экспериментирование и практическую деятельность Программа дает детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными). Формируются элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира, месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас. Содержательный раздел Программы рассказывает детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
Ряд занятий в Программе посвящен изучению живой природы, где расширяются и уточняются представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Конкретизируются представления детей об условиях жизни комнатных растений. Воспитанников знакомят со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами, учат устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Расширяются и систематизируются знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Продолжается знакомство детей с дикими животными. Расширяется представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Расширяется представления о насекомых и особенностях их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).
В содержательном разделе Программы отражен региональный компонент. Детям прививается интерес к родному краю, воспитывается уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.). Дается представление о многообразии растительного и животного мира края и района, о полезных ископаемых и их применении в народном хозяйстве.
Одна из задач познавательно-исследовательской деятельности - обобщать и систематизировать представления о временах года. В рамках ООД у детей формируются представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Воспитанников учат наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Старшие дошкольники учатся устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Детей подводят к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Прививая основы экологической культуры, содержательный раздел Программы закрепляет умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
«Социально - коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Содержание Программы предполагает развитие у детей углубленных
представлений о себе в прошлом, настоящем и будущем. Расширяется представления о ближайшей окружающей среде, и сами дети активно привлекаются к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.); формируется умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
«Речевое развитие»
Основная задача речевого развития старших дошкольников при проведении познавательно-исследовательской деятельности - приучить детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний, совершенствовать речь как средство общения. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, педагогом подбираются наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками. Уточняются высказывания детей, оказывается помощь в наиболее точной характеристике объекта, ситуации; детей учат высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжается умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельно рассуждать.
Продолжается работа по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи. Формируется умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; детей учат быть доброжелательными и корректными собеседниками, соблюдая культуру речевого общения.
«Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» отражена в содержательном разделе Программы в таких формах деятельности как динамические паузы под музыку, зарисовки, художественное оформление продуктов деятельности, работа с бумагой и картоном, разнообразным природным и бросовым материалом, конструирование, моделирование и макетирование.
Формируя интерес к исследуемым объектам живой и неживой природы, педагог поощряет желание детей передавать их особенности в изобразительной и конструктивно-модельной деятельности. Параллельно закрепляются навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
«Физическое развитие»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в… становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)»
В содержательном разделе Программы значительное место отведено расширению представлений детей о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим). Формируются представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Формируются представления об активном отдыхе. Расширяются представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур. Расширяются представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Учебный план проведения ООД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе
МБДОУ ДСКВ № 22 города Ейска МО Ейский район
Направленность образовательной деятельности Вид деятельности Возрастная группа Кол-во занятий в неделю Кол-во
занятий в месяц Кол -во занятий в год
Познавательное развитие Познавательно-исследовательская деятельность Подготовительная к школе 1 4
37
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
Формы проведения познавательно-исследовательской деятельности :
- организованная образовательная деятельность со всей группой;
- целевая прогулка или экскурсия;
- наблюдение в природе;
- проведение опытов, экспериментов в ходе прогулки;
-индивидуальная работа с воспитанником;
Способы, методы реализации Программы :
- беседа,рассказ;
- показ,демонстрация;
- рассматривание иллюстраций;
- просмотр презентаций;
- наблюдение и решение проблемной ситуации и ситуации выбора;
- метод организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения личности;
- контроль;
-манипуляции с исследуемыми предметами и специально подобранным оборудованием.
- самоконтроль, самооценка.
III. Организационный раздел Программы
3.1. Материально-техническое обеспечение и содержание предметно-развивающего пространства группы.
Помещение подготовительной к школе группы является структурной единицей Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 22. Для всестороннего развития и рациональной организации образовательного процесса в групповом помещении оборудованы:
Центр науки:
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,
металл, керамика);
микроскоп;
различные нертутные термометры (для воздуха, для воды, для тела);
детские нарукавники, клеенчатые фартуки, шапочки;
схемы проведения опытов, картотеки опытов, фокусов, наблюдений.
серии картин с изображением природных сообществ;
книги познавательного характера, атласы;
тематические альбомы;
коллекции;
мини-музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные»,
«Изделия из камня».
Центр природы:
Комнатные растения;
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох,
листья и др. ;
лейки, палочки для рыхления, лопатки;
коллекции семян, орехов, шишек;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,
пластмассы, пробки и др. ;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы
(без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
цветные и прозрачные стекла, сито и др.
3.2. Взаимодействие с родителями.
Для ребенка важно, чтобы родители поддерживали его интересы, поэтому привлечение родителей к активной помощи – необходимый элемент в организации познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников.
Родители принимают участие в обсуждении перспективного плана по познавательно-исследовательской деятельности, вносят предложения, оценивают объем материалов и оборудования для проведения экспериментальной деятельности, выносят решение об оказании помощи в проведении конкретных мероприятий. Кроме этого родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес, тем самым формируя в своих детях задатки коллекционирования, стимулируя познавательную активность личным примером.
Если в доме, где живет ребенок, есть живой объект (домашнее животное, птица, растения, родители привлекают детей к уходу за ними, воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
Для того, чтобы эта работа проводилась родителями грамотно, необходимо наладить консультативную помощь. На стенде для родителей периодически размещать памятки о значении, правилах проведения и условиях для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Большой популярностью у родителей пользуются организованные совместно тематические выставки, мини-музеи, экскурсии и целевые прогулки.
В Приложении 3 даны примерные методические материалы для просветительской работы с родителями.
IV. Список используемой литературы.
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. В. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», М: «Мозаика-синтез»,2015 г;
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», М: «Мозаика -синтез», 2014г;
3. Интернет –ресурсы Международного образовательного портала MAAM.ru
https://www.maam.ru/
4. Серии картин УМК «От рождения до школы», М: «Мозаика-синтез»,2015 г.
5. Авторские ЦОР.