Роза Змановская
Консультация «Уровень развития речи детей 5 года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
У ребёнка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии.
Речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.
Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создаёт возможность ребёнку полнее строить свои высказывания, излагать мысли.
Для речи детей пятого года жизни характерно следующее:
а) наличие прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов;
б) наличие прилагательных, обозначающих оттенки цветов;
в) наличие притяжательных прилагательных (лисий хвост, заячья избушка и т. д.);
Публикация «Консультация „Уровень развития речи детей 5 года жизни“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
г) наличие относительных прилагательных (железный ключ, деревянная ложка и т. д.);
д) всё шире ребёнок использует в речи наречия, личные местоимения;
е) появляются в речи собирательные существительные (посуда, одежда, фрукты, овощи и т. д.);
ё) своё высказывание ребёнок строит из 2-3 и более простых распространённых предложений.
Следует заметить, что употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: не согласовывают глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде, допускают нарушения в структуре предложений.
В пятилетнем возрасте ребята начинают овладевать монологической речью.
В их речи впервые появляются предложения с однородными членами.
У ребят возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, дети пытаются установить сходство в их звучании. Некоторые дети, играя со словами, рифмуют их, создавая собственные небольшие четырёхстишия. Такое стремление закономерно. Оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи.
На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность ребёнку осуществить более точные движения языком, губами. В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, соноры.
Но у некоторых детей ещё неустойчивое произношение определенных групп звуков, например, свистящих и шипящих. В одних словах звук произносится правильно, в других – неверно.
Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении.
Под влиянием обучения такое несовершенство звукопроизношения со временем исчезает.
Большинство ребят из средней группы способны на слух определять наличие того или иного звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Необходимо заметить, что всё это доступно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие.
В этом возрасте значительно расширяются возможности детей для использования своего голосового аппарата. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно передавать при помощи речи свои мысли, выразительно читать художественные произведения. Удлиняется выдох ребёнка.
К концу пятого года жизни отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей. Однако некоторые ребята всё ещё неправильно произносят шипящие звуки, звук [р].
Есть дети, у которых искажённое произнесение звуков [с], [з], [л], [р].
Такие ребята нуждаются в логопедической помощи.
Список литературы:
1. А. С. Герасимова «Уникальное руководство по развитию речи» Москва, «Айрис-Пресс, 2003г.
2. А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей» Москва, «Мозаика-Синтез», 1999г.