Наиля Хасянова
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3-го года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы-составители:
учитель-логопед
Бельфорт Э. Б.
Старший воспитатель
Хасянова Н. Ж.
Особенности развития речи детей 3-го года жизни
Как только ребенок начинает посещать группу кратковременного пребывания у многих родителей появляются вопросы о речевом развитии ребенка. В наших дошкольных отделениях в этих группах работает, в основном, воспитатель и психолог. Логопед проводит экспресс- обследование детей с целью выявления явно выраженных речевых патологий и разрабатывает дальнейший алгоритм поведения родителей и специалистов. Родителям важно знать, какие особенности речи являются нормативными для этого возраста. К 3-м годам произносительная сторона речи у большинства детей ещё недостаточно сформирована и это норма.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития речи детей 3-го года жизни“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Особенностью речи деток к 3-м годам является :
- Несовершенство в произношении звуков многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных.
- Отсутствие большинства звуков, что сказывается на произношении слов, в связи с чем, речь недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и, в то же время, говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи).
Некоторые дети к 3-м годам могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме- р и шипящих, и даже произносить все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи : например, в 3 года заменяет шипящие твёрдые свистящие звуки звуками -ть, -дь, неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение -с, -з, нечёткая речь с неправильным произношением большинства количества звуков и даже полное отсутствие речи).
Именно в это время происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет, начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью. В общении со взрослыми малыш все реже и реже использует в своей речи звукоподражательные слова, однословные предложения.
Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он редко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
В этом возрасте дети склонны к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребёнка. Повторяя вслед за взрослым, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.
Чего не нужно делать родителям?
Не сюсюкать, не лепетать, подстраиваясь под речь ребенка (Сашеньке бо-бо, Катенька будет ням-ням»). Такая манера общения не только не стимулирует ребенка к правильному звукопроизношению, но и надолго закрепляет его недостатки. Не нужно заучивать слишком трудные для ребенка стихотворения. В результате, возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Как помочь ребенку 3 года жизни овладеть чистой речью?
- Необходимо следить за речью и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, внятной.
- Развивать четкую артикуляцию. В этом помогает воспитание у ребёнка привычки смотреть во время речи на собеседника и следить за движениями губ, языка.
- Знакомить детей со звуками речи. Это следует делать в игровой форме
(с — песенка водички, з — песенка комара, ж — жужжит жук, ш — песенка ветра, р -мотор самолета.)
Очень хороши игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами (язычком); жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки. Дети с удовольствием повторяют, как звучит дудочка (ду-ду-ду, маленький колокольчик (дзинь-дзинь, большой колокол (дон-дон-дон). Такие игры не только развивают правильное звукопроизношение, но, что очень важно, предупреждают возникновение речевой патологии.
Игры для развития речи детей от 2 до 3 лет :
Развитие слухового внимания.
• Игра «Узнай, что звучит»
Ребенок закрывает глаза или отворачивается, мама звенит колокольчиком,
переливает из стакана в стакан воду, шуршит бумагой, режет бумагу ножницами и т. д. — ребенок должен сказать, что сделала мама.
Предложить ребенку послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья, ветер); Что гудит (машина); Кто кричит и т. д.
Развитие речевого дыхания.
• Игра «Пускание корабликов».
Таз с водой, два бумажных кораблика, ребенок вытягивает губы трубочкой и дует на кораблик (следить, чтобы ребенок не надувал щеки).
• Игра «Поздоровайся» — как здоровается курочка? (Ко-ко-ко, гусь (Га-га-га, корова (Му-му-му) и т. д. Следить чтобы звукосочетание произносилось на одном выдохе.
Развитие силы голоса.
• Игра «Позови». Попросите ребенка позвать, куклу, мишку и т. д. : «Миша, иди!»
• Игра «Взрослые и детки» мама — мышка «Пи-пи-пи» (громко, мышонок — детка «Пи-пи-пи» (шепотом) и т. д.
• Игра «Дует ветер» сильный ветер, ребенок (гудит) — у — у -у (громко, слабый ветерок у — у — у (тихо).
Играя с ребенком, Вы создаете условия для развития у него правильной речи.
Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
• Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
• С ребенком можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера? Кто быстрее, мама или дочка разложит фасоль и горох из одной миски в разные контейнеры?
• Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
• Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
• Лепите со своим малышом из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
• Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
• Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно, держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
• И, наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Желательно это делать регулярно. Вы увидите, что речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Попробуйте делать гимнастику сначала хотя бы договаривая текст.
Примеры некоторых пальчиковых игр:
Кулачок
Как фасолинки в стручке
Наши пальцы в кулачке.
Кулачки мы разгибаем,
И фасольки рассыпаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Собираем все опять.
(Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их,
начиная с большого пальца).
Где был пальчик?
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем – в лес ходил.
С этим братцем – щи варил.
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел
(Дети показывают большой палец и, обращаясь к нему,
загибают по очереди пальцы).
КОТ НА ПЕЧИ
«Кот на печи стучат кулачком о кулачок
Сухари толчет,
Кошка в окошке показывают как шьют иголкой
Полотенце шьет.
Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив
кисти вниз
На печке сидят, и качают головой вправо-влево
На печке сидят
Да на котика глядят. показывают руками «очки»
Все на котика глядят
И сухарики едят». щелкают зубками
ПРЯНИЧЕК
«Мы вот так, мы вот так, «мнут тесто» руками
Тесто разминали.
Мы вот так, мы вот так, пальчики вместе, движение рук от себя и к себе
Тесто раскатали.
Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки
Будет пряничек большой.
Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди
Будет пряник золотой.
Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»
Испекли ребятки.
Пряничек, пряничек
Очень, очень сладкий.
Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх
Угощайтесь, гости!
Приходите к нам еще, манят к себе
Очень, очень просим!»
КУРОЧКА
«Курочка - рябушечка не спеша «проходятся» указательным и средним
По двору гуляла, пальцем по бедрам
По двору гуляла,
Цыпляток считала.
- Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке
Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем
Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке
МЫШКИ
«Вот как наши ребятишки «скребут» пальчикам по бедрам
Расшалились, словно мышки:
Ловко пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
Ш – ш – ш…» трут ладошкой о ладошку
ПАЛЬЧИКИ
«Этот пальчик мой танцует. стучат указательным пальцем по бедру
Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем
Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру
Будто легкий, легкий мячик.
А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге
Коготком скребе,т как мышка.
А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони
Спать улегся на бочок.
А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы
Пальцы делают зарядку.
Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок
Спите, пальцы, засыпайте!»
(при повторе выполняются движения другой рукой)
Успехов вам.