Елена Берест
НОД «Уроки Японского моря» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 35»городского округа ЗАТО город Фокино (п. Дунай)
Непосредственная образовательная деятельность
(старший дошкольный возраст)
«Уроки Японского моря»
Автор :воспитатель старшей группы
Берест Елена Николаевна.
2017 год.
посёлок Дунай.
Конспект открытого занятия по региональному компоненту
«Уроки Японского моря»
Публикация «НОД „Уроки Японского моря“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Старший дошкольный возраст
Тема: «Уроки Японского моря»
Цель: создать условия для закрепления закона «все в мире взаимосвязано».
Задачи:
- объяснить экологическую важность всех компонентов неживой природы и их взаимосвязь с живой природой; закрепить знания детей о морских обитателях Японского моря; - развивать познавательный интерес к живым существам; - способствовать формированию первоначальной системы ценностных ориентаций (взаимосвязь человека и природы, восприятие себя, как части природы); - формировать желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь
Предварительная работа: просмотр слайдов краснокнижных животных (серого кита, горбача, калана, малой качурки, белоспинного альбатроса, морской свиньи); просмотр фото с завершенными результатами детских работ на тему: «Морские фантазии»; иллюстративный ряд с морскими пейзажами; чтение стихов о морских животных.
Материал к занятию: аудио/видео запись «Звуки природы- шум моря»; слайды с представителями фауны Японского моря, «Разлив нефти»; «Нефть и перья»; фотография Кайры; ватман с изображением берега моря+ «мусор», который крепится на магнитики к этому фону; шнур для подвижной игры; шапочки- ободки с изображением: «морская звезда»1 штука., «морской гребешок» 4 шт.
Для опыта: глубокая тарелка, машинное масло, сухой песок, нить, пластмассовая ложка для сыпучего материала (песка, перчатки для проведения опыта.
План занятия:
Чтение отрывков У. Вещенко «Размышление о море» и С. Колриджа «Поэма о старом моряке» (с включением Аудиокассеты «Шум моря», с поэтапным рассматрванием слайдов по теме).
Демонстрационный опыт: «Очистка воды»
Физминутка: «Подражание».
Игровой прием : «Очистим берег».
Подвижная игра: «Морская звезда».
Выставка детских работ выполненных в группе вне занятий по теме «Морские фантазии» (с использованием различных техник: «пуантилизм», «кляксография», «пластилиногрфия», «монотопия»,раздувание клякс с помощью трубочек для коктейлей, «оригами» и т. д.)
Ход занятия:
Педагог. Ребята, сейчас я прочитаю вам два отрывка. Послушайте их внимательно (звучит тихая музыка «Звуки природы- шум моря и саксафон»,чтение отрывков У. Вещенко «Размышление о море» и С. Колридж «Поэма о старом моряке», одновременно с показом слайдов по двум отрывкам).
Педагог. Какое настроение возникло у вас после прослушивания первого отрывка? (ответы детей) После второго? (ответы детей) Ребята, почему вам стало грустно, когда я читала второй отрывок? (ответы детей) Что вам не понравилось в этой истории (ответы детей) Как вы думаете, о чем поет море (ответы детей).
В одном вы правы, над морем нависла беда. Беда нависла не только над буревестниками, но и над другими животными, для которых море и стол, и дом. В море, как вы уже знаете, все взаимосвязано: и живая, и не живая природа. Приведите примеры «дружбы» живой и не живой природы.
Дети: солнце и цветы (солнце греет, цветы цветут).
Дождик и травка (дождик поливает, травка растет).
Море и рыбы (рыбы без воды не живут).
Небо и птицы. Земля и насекомые и т. д.
Педагог. Люди давно начали изменять природу. Они охотились, выжигали лес для посевов, вырубали деревья для строительства домов и постройки кораблей. Загрязняя воздух, воду и землю, люди не оставляют животным место для жизни. Часто люди моют машины в реках и озерах, сливают в них грязные ядовитые отходы заводов. От этого погибают рыбы и птицы, а животные не могут прийти на водопой.
Рассматривание слайдов «Разлив нефти»
Педагог. Потерпел аварию танкер, разлилась нефть, которую он перевозил(1 слайд, погибли самые мельчайшие водоросли, которые усваивают энергию солнца(2 слайд). Без пищи осталось множество рыб (3 слайд) и других морских животных. Меховая шкурка морских выдр (4 слайд) и перья птиц слиплись от нефти, и не защищают их от холода (5 слайд).
Рассматривание слайдов «Нефть и перья».
Педагог. Птицы-наиболее видимые жертвы при разливах нефти. Кайры, покрываясь нефтью, не могут плавать (6 слайд: вид птицы Кайры в здоровой среде, 7 слайд: вид зараженной нефтью птицы Кайры, а их перья перестают держать тепло. Другие, например орлы (8 слайд: орел в естественной среде,9 слайд: зараженный орел, начинают болеть, потому что питаются зараженной рыбой. Поскольку птичьи яйца чувствительны даже к мельчайшим количествам нефти, зараженная птица, возвращаясь к гнезду, может уничтожить всех птенцов.
Плохо двигающиеся животные, такие как моллюски и морские звезды (10 слайд, наиболее подвержены ядам. Из-за того, что они являются пищей для других животных, их смерть угрожает даже крупным млекопитающим, которые питаются рыбой (11 слайд). Рыба, попавшая в нефть, не только гибнет, но и отравляет тех животных, кто ее ест (12 слайд). Так нефть, попавшая в море вызывает в природе настоящую экологическую катастрофу.
Демонстрационный опыт «Очистка воды».
Педагог. Ребята, сейчас я вам покажу, как можно смоделировать «нефтяной разлив».(Проводится демонстрационный опыт «Очистка воды»)
Для этого, в глубокую тарелку капнем машинного масла. Теперь попробуем удалить загрязнение. Посыплем на пятно песка- часть масла осядет с песчинками, часть снимем ложкой. Ограничим пятно ниткой, чтобы не растекалось.
Вывод: как бы мы не старались, загрязнение все равно останется- пусть и не на поверхности.
Воспитатель. Чтобы помочь природе, нам надо научиться любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа. Будем думать о каждом шаге, о каждом поступке, чтобы не причинять вред нашей планете, ни ее обитателям. Мы должны заботиться о ней, помогать природе, помогать ей оставаться очень красивой и живой планетой.
Физкультминутка «Подражание».
Задание: дети под музыку моря имитируют движения дельфинов и китов в чистой воде.
Игровой прием «Очистим берег».
Воспитатель. Берега Дальневосточного морского заповедника охраняются, а вот побережье нашего поселка, наших пляжей устлано мусором, пластиковыми бутылками, банками и т. д.
Дети рассматривают композицию на листе ватмана сделанную своими руками совместно с воспитателем.
Воспитатель. Что вам не нравится, ребята? (ответы детей)
Ход игры: мусор крепится к ватману магнитами, дети должны очистить побережье: выбросить бумажный мусор в корзину, пластиковые бутылки приготовить на вторичную переработку.
Воспитатель. Бутылки нельзя сжигать, закапывать в землю. В черном дыме горящей пластиковой бутылке содержится вещество, которое вызывает множество тяжелых заболеваний: ослабляет человеческий организм, поражает печень, мозг, кожу. Для полного разложения пластика требуются десятилетия.
Подвижная игра «Морская звезда» .
Ход игры: пятеро детей плотно связываются шнуром спиной друг к другу- это морская звезда, четверо детей изображают гребешков. Морская звезда движется, гребешки вприпрыжку убегают от звезды. Морская звезда должна поймать «пищу», захватить ее «руками» - щупальцами, не забывая, что дети- «тело морской звезды»-находятся в связанном состоянии.
Оформление выставки детских работ на тему: «Морские фантазии».