Людмила Даниленко
Методическая разработка НОД по речевому развитию «Зимующие птицы» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: закрепить и уточнить названия зимующих птиц; закрепить в словаре обобщающее понятие «зимующие птицы»; учиться образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные; подбирать слова-антонимы; развивать словарь по теме, общую и мелкую моторику, внимание.
Публикация «Методическая разработка НОД по речевому развитию „Зимующие птицы“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Материал: картинки с изображением птиц, семена арбуза, дыни, ясеня, пшено, семена подсолнуха.
Ход занятия:
1. Отгадывание загадок.
Воспитатель: Что за птицы, угадайте,
Край наш покидают.
Как наступят холода,
На юг вмиг улетают?
- Как называются эти птицы? (ответы детей – перелётные)
А вот другие птицы остаются зимовать.
Корм под снегом добывают,
Как их называют? (ответы детей – зимующие)
- А давайте назовём зимующих птиц (дети называют – воробьи, синицы, вороны, голуби и т. д.)
2. Беседа о птицах
(Выставляется картинка с изображением воробья)
- Это что за птица? (ответы детей – воробей)
Воробей – маленькая птичка серо-коричневого цвета, имеет маленький, острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Воробей –
быстрый, ловкий, смелый.
Воробей к зиме привычный,
Ведь «трудяга» он отличный.
Воробья ты позови,
Крошкой хлеба угости.
- А вот ещё одна зимующая птица – синица (выставляется картинка). У этой птицы зеленоватая спинка, желтоватый живот, чёрненькая головка, тонкие лапки и короткий клюв.
Вот птичка – невеличка,
Живет у нас она.
Зовут её синичкой,
Проворна и шустра.
- А вот эта птица зимой прилетает к нам. Догадались, что это за птица. (ответы детей – снегирь) Его называют так, потому что появляется он вместе со снегом.
Снегири, снегири,
Ваши грудки – цвет зари.
Не боятся холодов,
Прилетают к нам зимой.
Корм в кормушках, семена –
Их любимая еда.
Всё летают, не сидят,
Рябины ягоды едят.
Весной эти птицы уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут и выкормят птенцов.
- А эта птица хитрая и наглая. Послушайте стихотворение о ней и отгадайте, о ком идет речь.
Я черная, пречёрная,
Летаю я везде.
Меня все птицы знают,
И всех я их умней.
Из палок строю гнезда,
Птенцов я вывожу.
Еду любимым «деткам»
Сама я нахожу.
Я в курсе всех событий,
Я знаю обо всех.
Как много тайн о жителях
Скрывает зимний лес.
Зимою мне не сложно,
Не страшны холода.
Стащу кусок я сытный,
Ведь мне везёт всегда.
(ответы детей – ворона)
- Есть ещё и другие птицы, которые остаются у нас на зиму. Кого мы не назвали? (ответы детей – сорока, голубь, дятел, галка)
3. Упражнение «Скажи одним словом» Закончи предложения:
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют… (длиннохвостая)
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют… (желтогрудая)
У вороны чёрные крылья, поэтому её называют… (чернокрылая)
У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый)
У снегиря красная грудь, поэтому его называют… (красногрудый)
У дятла красная голова, поэтому его называют … (красноголовый)
4. Физминутка
Птички прыгают, летают, Дети прыгают, машут руками.
Птички песенки поют.
Птички крошки собирают, Наклоны туловища вперёд
Птички зёрнышки клюют.
5. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Воробей маленький, а ворона – (большая)
У синицы хвост короткий, а у сороки – (длинный)
Голубь тяжелый, а воробей - (лёгкий)
У синицы клюв тонкий, а у вороны – (толстый)
У воробья туловище мелкое, а вороны – (крупное)
У воробья лапки тонкие, а у вороны – (толстые)
6. Игра «Назови ласково»
Синица – синичка, воробей - … (воробышек, ворона - … (воронушка, голубь - … (голубок, клюв - … (клювик, лапа - … (лапка, перо - … (пёрышко, голова - … (головка, хвост -… (хвостик, крыло - … (крылышко, глаз - … (глазик).
7. Итог занятия.
- Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них и делают для птиц кормушки. А какие семена любят птицы, как вы думаете? (Воспитатель показывает семена, которыми можно кормить птиц)
Вот эти семена от дыни, их любит синица. Арбузные семена и семена от ясеня ест снегирь. А кто любит семечки подсолнуха, пшено? (ответы детей – воробьи, голуби) А ещё одна птица любит сало. Как вы думаете, кто это? (ответы детей – синица)
Сейчас мы с вами выйдем на улицу и покормим птиц.
Птицы, птицы, прилетайте,
Кушать дать мы вам хотим.
Воробьев, синиц и галок
Мы в обиду не дадим.