МААМ-картинки

«Управление тишиной». Рекомендации для педагогов дошкольных учреждений

Надежда Борискина
«Управление тишиной». Рекомендации для педагогов дошкольных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы

Игровой момент служит хорошей завязкой для начала занятия. Но до этого детей нужно собрать вокруг себя и добиться тишины. А мы совсем не всегда настроены на феерическое театральное действо, способное переключить всех детей со свободной игры на организованную деятельность в рамках занятия. Занятия, даже хорошие, - это все - таки будни.

Поэтому мы вынуждены прибегать к другим приемам - более простым, но эффективным.

Свисток, колокольчик и бубен.

Публикация «„Управление тишиной“, Рекомендации для педагогов дошкольных учреждений» размещена в разделах

В школе о начале урока оповещает звонок. Звонок - это специальный сигнал, о значении которого детям сообщают, когда они начинают учиться. Педагоги детского сада часто используют в своей работе колокольчик - с той же целью. Колокольчик сигналит - значит, нужно отложить свои занятия и собраться вокруг педагога.

Так как дети маленькие, даже умение реагировать на условный сигнал требует обучения, более того: педагог в состоянии превратить ситуацию обучения и приучения реагировать на сигнал в развивающую. К примеру, дети по его приглашению собираются в круг, и педагог сообщает : Посмотрите, что я вам принесла. Это мои помощники: колокольчик, бубен с бубенчиками и свисток. Они умеют отдавать команды. Голоса моих помощников и их команды вам предстоит запомнить.

Если я свистну в свисток, вы должны тут же собраться вокруг меня в кружок. Если я позвоню в колокольчик, вам нужно срочно бежать к своим столикам и садиться на стульчики. А если я буду греметь бубенчиками бубна, это сигнал встать рядом со своими шкафчиками. Запомнили? Затем педагог проводит испытание детей.

Сейчас вам кажется, что вы запомнили команды. Но я пока не знаю, насколько прочно. Это нужно проверить. Чем бы вы ни занимались, услышав команду, нужно постараться быстро ее выполнить.

После этого дети могут разойтись по своим делам. Некоторое время педагог делает вид, что ничего не происходит. Но в какой-то момент звучит сигнал, и дети должны на него отреагировать.

Ситуация воспринимается поначалу как игровая. Она таковой и является. Этот игровой потенциал нужно использовать в полную меру: дети должны наиграться. Но затем педагог должен последовательно использовать своих «помощников» для организации жизни в группе - так, чтобы следование командам стало почти рефлекторным. Это сильно помогает сохранить голосовые связки и добиться быстрого сбора детей.

Управление тишиной.

После того, как дети собрались и заняли места, перед педагогом стоит другая задача - установление тишины. То есть от каждого ребенка требуется добиться молчания. Молчание - состояние, противоположное крику. Вместо того чтобы стучать, топать и взывать на повышенных тонах: «Тихо! Тихо! Тихо!», педагог может сыграть на этом противостоянии, объявив себя Повелителем звука (Дирижером шума, Феей громкости и т. п.). - Представьте себе, - говорит педагог, - что моя ладонь – это громкоговоритель. Если я ее широко раскрываю, оттуда доносится громкий звук. Если я собираю пальцы в щепотку, звук становится тише. Если я сжимаю кулак, звук замолкает. Сейчас вы будете произносить звук «А». Но внимательно следите за движениями моей ладони.

Педагог дирижирует звуком, позволяя детям тянуть заданный звук очень громко. Так, чтобы в какой-то момент они почти кричали. Но это длится всего одну-две секунды. Затем звук по знаку ладони становится тише. Некоторое время он может вибрировать, что очень забавляет детей. И, наконец, педагог собирает звук в ладонь. После этого можно прижать палец к губам, призывая к абсолютной тишине. Дети уже поймались на звуковую игру и обязательно последуют этому сигналу.

Если игра проводится стоя, после этого педагог кивком приглашает детей сесть - на стульчики или на ковер.

Этот способ организовать внимание детей и установить тишину можно нагрузить дополнительным смыслом, превратив в фонетическое упражнение.

В разные дни недели можно играть в разные звуки (естественно, гласные) : в понедельник - А, во вторник - О, в среду - Э, в четверг - У, в пятницу – Ы или И.

Кричим и скачем по команде.

Мы понимаем, что дети, принуждаемые сидеть некоторое время на занятии, устают. Ослабевает их внимание, и они выпадают из режима тишины. Ребенок начинает разговаривать с соседом, вертеться, вскакивать не только потому, что он непослушный, но и потому, что он устал. Задача педагога - опередить ребенка в желании устроить себе разрядку и предложить ему все что педагог, зная особенности детей, должен организовать паузу чуть раньше, чем того захочет ребенок. В качестве отдыха мы обычно предлагаем детям пальчиковую или ритмическую гимнастику. Эти формы, безусловно, полезны, но не учитываются в полной мере необходимости звуковой разрядки. Ребенок не просто хочет произносить слова. Он хочет говорить в полный голос или даже кричать. Поэтому можно в середине занятия повторить упражнение с вибрирующим голосом. Но можно предложить и другие формы.

Например, детям предлагается несколько раз рассказать двустишие или четверостишие : сначала - очень тихо, потом - громче, громче очень громко, и снова - тише, тише, тише.

Тише, мыши, кот на крыше,

А котята еще выше.

Педагог опять берет на себя роль дирижера. Он регулирует силу звука, показывая ладонью его уровень - от положения на уровне живота до положения на уровне лба и обратно. Когда рука достигает самого высокого положения, дети должны выкрикнуть слова, обязательно выкрикнуть. Мы помним, что тишина достигается тем успешней, чем более психологически верно мы умеем манипулировать детскими импульсами. Дети ложны иногда кричать — но по нашей воле, по нашей команде. Это хитрость, однако она работает.

Можно усложнить произнесение рифмовки за счет добавления движения. В начальном положении дети сидят на корточках. По мере нарастания звука они приподнимаются, в момент кульминации полностью выпрямляются, встают на ноги, а потом снова начинают приседать.

Волшебные движения.

Для того, чтобы динамическая пауза оказалась эффективной, детям можно предоставить возможность двигаться между рядами, а не просто выполнять движения, стоя на месте. Однако эти движения, как и звуки, должны быть управляемыми.

Одним из замечательных, любимых детьми игровых упражнений является движение по сигналу бубна.

- Вы — волшебные игрушки, - говорит педагог. — Вы лишены способности двигаться по собственному желанию. Волшебница связала вас с бубном. Пока бубен звучит, вы можете передвигаться, как только бубен замолкает, вы застываете на месте.

Бубен звучит в течение коротких: и неровных временных промежутков. В таком прерывистом ритме, периодически застывая в разных позах, детям можно позволить дойти чуть ли не до педагога. Потом педагог делает движение, по которому дети должны повернуться к нему спиной и двигаться под бубен в обратном направлении.

Это упражнение не просто позволяет детям переключиться и отдохнуть от напряжения. Оно родственно театрализованному этюду. И потом, на каком-нибудь празднике, его вполне можно использовать в сценарии, где предполагается появление колдуньи, заколдовывающей детей и лишающей их способности передвигаться по собственной воле.

Не буду специально останавливаться на необходимости организовывать на занятии смену деятельности: это азбука детской психо-физиологии. Замечу только, что смена положения и места во время занятия - посидеть на стульчиках, постоять у доски, подойти к демонстрационному стенду у дальней стены комнаты, перебраться на ковер, где можно лечь на живот, - все, что способствует снижению утомляемости. А значит - делает поведение детей более управляемым.

Cуществует несколько игр, которые помогут восстановить дисциплину в группе. Вот некоторые рекомендации.

Воспитатель должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Говорить следует четко и серьезно. Обращаясь к группе детей, рекомендуется говорить погромче, однако не переходить на повышенные тона.

Для привлечения внимания можно использовать игровые моменты, которые привлекают внимание детей и настраивают их на спокойный лад. Например, если перед началом занятия дети расшумелись, скажите: «Внимание! К нам в гости на занятие сегодня заглянет зайка (или любой другой персонаж). Она будет играть вместе с нами». Затем следует от лица персонажа поздороваться с детьми.

Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана.

Основные «возмутители» спокойствия, для которых дисциплина в детском саду не указ — гиперактивные дети. Они просто не могут усидеть на месте и несколько минут. Как это ни странно, но такие дети отличаются хорошей памятью на рифмы и стихи. Воспользуйтесь этим. Начните занятие с легкого стишка, вроде «Нам не надо драться, нам надо заниматься», «Один-два-три-четыре-пять. Сейчас мы будем все читать!».

Вообще, золотое правило порядка в группе — чем интереснее занятие, тем спокойнее дети. Важна мотивация. И, как говорят психологи, это не детям неинтересно, а взрослые не умеют их заинтересовать.

Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения.

Например, поиграйте в игру «Руки-ноги». По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топать. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.

Другое упражнение называется «Кто меня слышит». Воспитатель по мере проведения занятия обращается к детям с просьбами: «Кто меня слышит, хлопни один раз/посмотри на дверь/изобрази кошку». Каждый раз задания меняются. Дети, будучи заинтригованы и находясь в ожидании следующего задания, слушают воспитателя более внимательно.

У воспитателя должны быть определённые психологические установки и тогда дети почувствуют их и будут слушаться или хотя бы считаться с тем, что им говорят. Разговаривать обращаясь к группе детей надо погромче, но желательно не кричать. Надо говорить серьёзно, чётко и уверенно.

Можно и даже нужно использовать игровые моменты. Можно сказать "Тихо! К нам на занятие пришла собачка! Она на Вас смотрит! ", затем от лица этой собачки поздороваться изменив голос.

Можно для привлечения внимания детей использовать бубен, колокольчик, игрушечный барабан или ещё какую-нибудь музыкальную игрушку. Можно открыть перед детьми большую книгу, а если кто-то баловаться начинает закрыть её и сказать "Вот дети начали баловаться и книга от нас закрылась, сказка спряталась".

Как ни странно, игровые моменты привлекают внимание, направляют на то чтобы детей на то чтобы они притихли и настроились на более спокойный лад.

Именно гиперактивные дети любят движение жизни. С ними можно использовать юлу, часы со стрелками, машинку с радиоуправлением. У гиперактивных да и просто у активных детей бывает очень хорошая память на стихи и рифмы.

Приглашайте на занятие не прозой, а стихами, говорите что-нибудь в рифму. Например, "Один, два, три, четыре, пять.. Сейчас мы будем рисовать. ", "Нам не надо драться, нам надо заниматься. ", "Мы друг-другу не мешаем, мы друг-другу помогаем. " и так далее.

Очень хорошо использовать мяч, говорит тот, у кого мячик. Если физминутка, то обязательно проговариваем правила игры, не выполняешь правило, выходишь из игры и сидишь на стульчике, смотришь, иначе никак внимание не сконцентрировать. Если речь с движением, то потом спрашиваю, какие слова были на тот или иной звук. Кто назвал, тот супермолодец. так что постоянно в тонусе. Голос не повышаю, об этом предупредила сразу, спокойный голос, а затем как выполнили задание. Удачи вам и терпения.

Публикации по теме:

«Знакомство и обучение детей подвижным играм Кубани». Консультация для воспитателей дошкольных учреждений«Знакомство и обучение детей подвижным играм Кубани». Консультация для воспитателей дошкольных учреждений Кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой,.

Консультация для педагогов «Управление качеством методической работы в ДОУ» Дошкольное образование- первая ступень общего образования. Как государственный институт дошкольная образовательная организация (ДОО) создается.

Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игрМетодические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Занятия с дидактическими играми в первой младшей группе проводятся.

Обзор образовательных программ дошкольных образовательных учреждений В программе «Детство», созданной в Санкт-Петербурге коллективом преподавателей РГПУ имени А. И. Герцена, раздел «Ребёнок открывает для себя.

Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.

Рекомендации для педагогов при проведении дидактических игр Рекомендации для педагогов при проведении дидактических игр: 1. Систематически планировать проведение дидактических игр. 2. Использовать.

Сценарий праздника для дошкольных учреждений «У природы нет плохой погоды» Выходит ведущий ребёнок в образе художника, с палитрой на которой четыре цвета: синий (ЗИМА, зеленый (ВЕСНА, красный (ЛЕТО, желтый (ОСЕНЬ).

Использование технологии «деловая игра» для повышения профессиональной компетентности педагогов в дошкольных организациях Использование технологии деловая игра для повышения профессиональной компетентности педагогов в дошкольных организациях. Фадичева Елена.

Консультация для педагогов дошкольных организаций «Воспитание сказкой» Статья «Воспитание сказкой». Многие дети хорошо знали сказку Ш. Перро «Красная шапочка», но ее содержание не вызывало у них большого интереса.

Здоровьесберегающие традиции дошкольных образовательных учреждений Кузнецкого района города Новокузнецка Кузнецкий район – удивительный район. Он, как одна большая семья вместил в себя 16 детей, 16 дошкольных образовательных учреждений, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Управление тишиной». Рекомендации для педагогов дошкольных учреждений
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 20:03
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Управление тишиной». Рекомендации для педагогов дошкольных учреждений» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Борискина (УИ 427146) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД