Папки-передвижки

«Знакомство и обучение детей подвижным играм Кубани». Консультация для воспитателей дошкольных учреждений (1 фото)

Светлана Кротова
«Знакомство и обучение детей подвижным играм Кубани». Консультация для воспитателей дошкольных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство и обучение детей подвижным играм Кубани

«Знакомство и обучение детей подвижным играм Кубани». Консультация для воспитателей дошкольных учреждений

Кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Публикация «„Знакомство и обучение детей подвижным играм Кубани“, Консультация для воспитателей дошкольных учреждений» размещена в разделах

Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворна для возникновения положительных чувств. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

Кубанские игры, как и все народные подвижные игры, являются неотъемлемой частью интернационального, художественного физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, края, создается, эмоционально – положительная, основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

Проанализировав материалы, научно-методическую литературу, я пришла к выводу, что использование кубанских казачьих игр необходимо: они соответствуют педагогическим задачам, уровню физического развития и физической подготовленности дошкольников, органично вплетаются в методики уже имеющихся образовательных программ.

Свою работу я начала с изучения методической литературы. Составила картотеку кубанских казачьих подвижных игр. Провела семинар – практикум для воспитателей по обучению детей подвижным кубанским играм. В течение года знакомили и разучивали Кубанские подвижные игры с детьми - старшей группы. Результатом проделанной работы был: «Вечер кубанских подвижных игр».

Уже много лет наш детский сад работает над краевой программой: «Край родной – частица Родины великой». Одним из направлений этой программы стало знакомство детей с подвижными играми народов Кубани. И на протяжении нескольких лет на праздниках, досугах, посвященных дню станицы, Дню Семьи, «Яблочному, медовому спасу» мы обязательно используем кубанские народные игры.

Для проведения игр не требуется специальный спортивный инвентарь (помимо мячей, скакалок, гимнастических палок можно использовать подручный материал: веревки, палки, тряпичные мячи).

Народные казачьи игры не требуют специального оборудованного места. Местом для игр может служить открытая площадка, лужайка, спортзал.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представления об окружающем мире. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью дошкольника.

В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Так, например, в игре: «Мельница» - получают знания о том, что такое «мельница», принцип работы, как получают муку и что из нее пекут; в игре «Тополек», дети знакомятся с деревом – тополь и особенностями его произрастания. Уточняют понятие - «тополиный пух». Знакомятся с предметами кубанского быта и окружением: веретено, плетень, курень, бахча; элементами одежды: шаль, кубанка, «брыль» и многое другое. Повышают свой словарный запас и активизируют речь.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Считалки всегда весёлые, шуточные, рифмованные. Многие пришли в игры из взрослой жизни, поэтому иногда они странные. Как набор непонятных фраз.

Объясняя новую кубанскую игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка, взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

В играх с соревнованием двух команд, необходимо разделить детей на две части, равные по численности, по силам («Перетяжки», то применяется, обычно способ проговаривания: «солнце» или «луна», «липка» или «берёзка», «золото» или «серебро», «мак» или «ромашка» и т. д. В играх с предметами - используются казанки, жгуты, палки, мячи, подковы, платки, шесты, шары и другие атрибуты; в символических играх с помощью считалок выбирается ведущий.

Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несложная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и игровых атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Сюжетную кубанскую игру то же можно объяснять по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни казаков, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает казачьими обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется, и перейти к распределению ролей, которое помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрять и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).

Кубанские игры формируют активную личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Занимаясь опытом работы: «Подвижные игры как фактор развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста». У меня возник вопрос: «А есть ли кубанские подвижные игры, развивающие физические качества?» Оказалось, что есть и их достаточно много сохранилось. Я провела изучение и ознакомление с народными играми кубанских казаков. Среди них много игр направленных на развитие физических качеств, в особенности ловкости («Иголка, нитка, узелок», «Разбить кувшин», быстроты («Пугало») и силы («Тяни холсты», «Буйволы») и т. д. Я решила, что обязательно буду использовать их в своей работе.

В прошлом в каждой казачьей семье было много детей – от пяти до двенадцати (не то, что теперь). И не последним делом была для них организация своего досуга, приобретение ловкости, силы, терпения. Вот и выдумывали иногда сами дети, иногда взрослые различные игры, которые приживались среди станичных мальчишек и девчонок, распространялись от станицы к станице, укрепляя здоровье детей, кому предстояло сохранить казачий генофонд. Эти игры часто видоизменялись, упрощались или усложнялись, менялись их названия. Но уж коли игра завладевала душами детей, то нередко оставалась в станицах на долгие годы.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

Кубань богата своими традициями. Без прошлого нет настоящего и будущего. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

Предлагаю вашему вниманию две кубанские подвижные игры:

Кубанская игра: «Завивайся плетень».

Играющие делятся на две равные по силам команды- зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии - коридор шириной 10-15 м. Игроки -плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы - на одном из концов площадки. Дети - плетень читают: «Заяц, заяц не войдет, в наш зеленый огород! Плетень, заплетайся, Зайцы лезут, спасайся!»

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!». И они выбывают из игры. Дети - плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают: «Не войдет и другой раз, нас плетень от зайцев спас».

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Кубанская игра: «Веретено».С помощью считалки выбирается «веретено» и ведущий. (На этапе разучивания ведущий –воспитатель).

Считалка:

Ой, гоп, да усе, сударь пивня несе,

Сударыня - порося,

Воно вырвалося!

Стой, стой, порося!

Давай, расчитаемося:

Оце ж ты, оце ж я, оце ж жиночка моя,

Оце тая дэвица, шо никого нэ боится.

Ни попа, ни дьякона, ни серебряника.

Гоп, дзинь, хрясь – вышел князь!

«Веретено» стоит посередине зала или площадки, наступив на конец веревки ногами. Ведущий ребенок стоит на расстояние 5-6 шагов от веретена, держа в руке другой конец веревки. Ведущий бегает по кругу вокруг «веретена», наматывая веревку вокруг него, поднимая вверх или опуская вниз. Дети в этот момент стараются подлезть под веревку, перепрыгнуть или перешагнуть через нее. Тот, кто ошибся, выполнил упражнения неправильно, выходит из игры. Ведущий, запутав «веретено», распутывает его, двигаясь в обратную сторону по кругу. Дети выполняют те же движения и при распутывании «веретена».

Список литературы:

• Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998

• Лукьянов Л. С. «Литература Кубани, 2008

• Науменко Г. М. «Фольклорный праздник», 2000

• Овчинников С. А. «Кубанское казачество», 2000

• Топорков А. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002

• Ратушняк В. Н. «Родная Кубань», 2004

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Значение нравственно-патриотического воспитания детей в современной практике работы дошкольных учреждений В нашем современном мире материальные блага и прагматические ценности стали намного важней ценностей духовных и нравственных. Потеря народных.

Сценарий первоапрельского развлечения для детей дошкольных учреждений СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА НА 1 АПРЕЛЯ В ДЕТСКОМ САДУ составили воспитатели Чикиш Е. А. и Колбасина Л. Н Праздник начинается. 1 КЛОУН встречает.

Консультация для родителей «Обучение детей подвижным играм» Обучение детей подвижным играм. Подвижная игра – эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные.

Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами»Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника.

Консультация для воспитателей «Воспитание у детей интереса к совместным играм» Воспитание у детей интереса к совместным играм В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него —.

Консультация для воспитателей «Знакомим детей с историей и бытом Кубани» Родная культура как мать и отец должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность, проявляющую лучшие человеческие.

Мастер-класс по зимним подвижным играм в подготовительной группе «Зимняя разминка» Два притопа, два прихлопа, Снежные шарики. Мы играем, мы танцуем, Рукавички, валенки. Два притопа, два прихлопа, Пальчики,.

Перспективное планирование работы с родителями по подвижным играм в старшей группе .

Преемственность в работе школьных и дошкольных учреждений Заикание-сложное речевое расстройство,требующее дальнейшего углублен-ного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих,.

Сценарий праздника для дошкольных учреждений «У природы нет плохой погоды» Выходит ведущий ребёнок в образе художника, с палитрой на которой четыре цвета: синий (ЗИМА, зеленый (ВЕСНА, красный (ЛЕТО, желтый (ОСЕНЬ).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство и обучение детей подвижным играм Кубани». Консультация для воспитателей дошкольных учреждений
Опубликовано: 14 декабря 2015 в 13:53
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомство и обучение детей подвижным играм Кубани». Консультация для воспитателей дошкольных учреждений» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кротова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД