Марина Слесарчук
Уход и наблюдение с детьми подготовительной группе за ростом календулы на примере ростков, посаженных в кашпо и в биокуполе
▼ Скачать + Заказать документы
h3]«Уход и наблюдение за ростом календулы на примере ростков, посаженных в кашпо и в биокуполе"
[/h3]
Проводила воспитатель подготовительной группы «Б» : Слесарчук М. В.
Место и время проведения: групповая комната, 24 марта 2016 г, 16-00 ч.
Цель: ознакомление с процессами, происходящими на примере экосистемы биокупола.
Публикация «Уход и наблюдение с детьми подготовительной группе за ростом календулы на примере ростков, посаженных в кашпо и в биокуполе» размещена в разделах
Образовательные задачи: продолжать вызывать и всячески поощрять познавательный интерес детей к наблюдению и высказываниям, учить делать выводы, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Закреплять знания детей о процессах, происходящих в биокуполе – обильный полив ростков дает наиболее обильный конденсат на поверхности стекла, умеренный полив – появление капель на стекле не такое обильное. Чем выше температура внутри, тем интенсивнее растут ростки, если наливать воду на верхний ярус – вода постепенно будет стекать до самого нижнего яруса и оттуда подниматься вверх в виде капелек пара на стекле.
Воспитательная задача: воспитывать заботливое отношение к растениям, к природе в целом, способствовать пониманию детей о необходимости сохранять природу для людей и животного мира во избежание природных катаклизмов и продолжению жизни на земле.
Предварительная работа:
Беседы с детьми по темам «Лекарственные растения, их польза для людей», «Семенное размножение растений», «Роль тепла, воды, почвы, света в жизни растений».
Наблюдения за ветками полярной ивы в период наступления полярной ночи (с электрическим светом и без).
Наблюдение и сравнение черенков узумбарской фиалки в стакане с чистой водой и в стакане с водой, разведенной с несколькими песчинками перманганата калия (марганцовки).
Работа в календаре природы с целью закрепления знаний о временах года, характерных для них приметах, названиях месяцев.
Разучивание стихов, загадок о некоторых комнатных и лекарственных растениях (календула, фиалка, бегония).
Изготовление и ведение (пополнение информации, зарисовок) календаря наблюдений за календулой.
Посадка лука, мяты, календулы, укропа, томатов на подоконнике. Уход и наблюдения в уголке природы за ростками укропа, лука, календулы, мяты, томатами.
Посадка и пересадка ростков календулы и томатов в биокупол с целью наблюдения и сравнения этих же ростков в кашпо.
Экскурсии осенью и зимой для наблюдения за кустарниковой ивой и тальником в палисадник детского сада.
Материалы и оборудование:
Посаженные ростки календулы в кашпо и в биокуполе, отстоянная вода в бутылке для полива, мерный стакан для полива ростков в биокуполе, вентилятор для биокупола, термометры для биокупола, настольный календарь наблюдений, листы бумаги, фломастеры, семена календулы для зарисовки.
Ход наблюдения:
Воспитатель и дети начинают наблюдать за ростками, посаженными в кашпо и биокупол.
- Ребята, чем отличаются ростки, посаженные в кашпо от ростков в биокуполе? ( возможные ответы детей: ростки в кашпо наклонены друг к другу, а в биокуполе – растут прямо, ровно вверх).
- Как вы думаете, почему по разному вырастают наши ростки? ( ответы: ростки тянутся к солнцу, в биокуполе стенки прозрачные и росткам достаточно света, а в кашпо не хватает света и ростки тянутся близко к земле, около земли теплее – поэтому ростки тянутся вдоль земли, а в биокуполе теплее, чем снаружи и росткам не надо к земле сгибаться).
- Ребята, вы правы. Но причина этого может быть еще и в том, что мы пересадили ростки из кашпо глубже, чем посадили семена в кашпо. То есть, ростки в биокуполе посажены глубоко, и ростки растут прямо, а в кашпо корни у ростков расположены близко к поверхности и они склоняются под тяжестью своих стебельков.
-Ребята, какая вчера была погода? Вспомните, вы делали отметки в уголке природы ( ответы: дул ураганный ветер) Совершенно верно, вчера была сильная продолжительная метель и дул ураганный ветер более 33 метров в секунду – это очень много даже для наших климатических условий!
- Подумайте и скажите, откуда берет такую силу ветер? ( ответы детей: от холода, от снега)
- Но ветер бывает и летом, вспомните, в жарких странах случаются цунами из – за силы ветра. Значит, не от снега возникает ветер.
- Что такое ветер? ( ответы: это когда движется воздух).
- Как появляется ветер? На земле воздух по температуре какой? А какой по температуре воздух в небе? ( ответы: холодный). А когда смешиваются теплый и холодный воздух, что происходит? ( ответ: получается теплый).
- Давайте посмотрим, откуда и как появляется ветер в нашем биокуполе.
Воспитатель открывает верхнее отверстие биокупола и устанавливает вентилятор в лунку биокупола. Разогретый воздух, выходя из отверстия, начинает медленно поворачивать вентилятор.
- Вот так появляется движение ветра. Что произошло? ( ответы: теплый воздух выходит и смешивается с прохладным воздухом и поворачивает вентилятор).
- Да, правильно, ребята, когда теплый или горячий воздух смешивается с холодным, получается ветер или движение воздуха.
- Ребята, такие ураганные ветра случаются в том случае, если нарушается средняя температура – то есть в нашем регионе нарушилась средняя температура – стало теплее, а наверху еще очень холодно, потому что обычно в это время средняя температура должна быть не теплее, чем - 20 градусов. Вот и произошло у нас такое сильное перемещение воздуха, что даже сдвинулся самолет в аэропорту! Такие изменения происходят по причине глобального потепления на всей земле, а это угроза для всего живого на нашей планете! Поэтому нужно стараться соблюдать правила в природе, не загрязнять и не нарушать природный баланс (возможные ответы и дополнения детей).
- А теперь, давайте снова обратимся к нашему биокуполу и посмотрим – в горах прошел дождь. Воспитатель выливает воду из мерного стакана в верхний ярус, если не достаточно – можно вылить еще 1 мерный стакан воды.
- Дождь закончился. А что происходит с водой? ( ответы: вода стекает в средний ярус, где посажены ростки).
- А пока вода стекает, нам Маша загадает загадку о растении, про которое мы расскажем гостям:
- Я совсем не царапучий, не колючий и не жгучий!
На ромашку я похож, только желтый, ну и что ж!
Вот когда я отцвету – ноготками обрасту! (Календула, ноготки)
- Правильно, это календула. А почему это растение так называют – нам расскажет Наташа в стихотворении:
- Что за странные цветки под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки – все в оранжевых рубашках!
Целый день они смеются – все Календулой зовутся!
- Что мы знаем о календуле? ( ответы: календула – это лекарственное растение, когда она отцветает, на ней появляются ноготки, которые можно снова сажать в землю, календулу еще называют ноготками, из календулы делают отвары, лекарства, мази, она очень полезна, когда болит горло, когда во рту язвы).
- Молодцы, ребята, вы много знаете об этом растении, которое не только радует своими цветами все лето, но и способствует выздоровлению от болезней!
- Давайте посмотрим на наши линейки, какой высоты были ростки в кашпо и какой они стали в биокуполе (дети смотрят на отметки – сначала ростки были 2 см, а в теперь в биокуполе 5 см). На сколько сантиметров выросли ростки? (на 3 сантиметра).
- Девайте вспомним, как мы сажали календулу ( ответы: мы рыхлили граблями землю, посадили семена в ямки, потом разровняли землю и полили).
- Ребята, чтоб малыши и наши гости знали, как вырастает календула, нарисуйте на листках сначала семечко, потом – росток и затем - росток с листиками.
Дети за столами делают зарисовки и показывают гостям. После наблюдения дети могут поместить свои некоторые зарисовки на календарь наблюдений за ростом календулы, а после сбора семян календарь перенести в зимний сад для ознакомления с посадкой и уходом за календулой для других детей детского сада.