Наталья Безъязыкова
Уголок настроения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. В современном обществе развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуального развития. Коррекция недостатков эмоциональной сферы должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Способность ребенка осознавать свои эмоции возрастает. Необходимо развивать эмоциональную сферу. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, телефонах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. А ведь общение значительно обогащает эмоциональную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна.
Публикация «Уголок настроения в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Цель уголка настроения отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки личности ребенка, создание положительного эмоционального климата в группе.
В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
В создании уголка настроения придерживалась следующих принципов:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии взрослого и ребенка: уголок настроения создает условия для общения с ребенком "глаза в глаза". ребенок занят самостоятельной деятельностью и общается со сверстниками.
2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Уголок настроения - это игровое дидактическое пособие, которое легко переставляется в процессе преобразования пространства. Работая в нем ребенок не только преобразовывает окружающую среду, но и способствует развитию его мелкой моторики.
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В уголке настроения заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей. Это возможность выбора цветовой среды. Возможно менять и выбирать фон, наполняя ее эмоционально насыщенным "детским" содержанием. Уголок настроения в детском саду должен быть таким, чтобы давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. В уголке настроения сочетаться привычные и неординарные элементы. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков». Использование доступных и понятных элементов для классификации настроения ребенка.
6. Принцип открытости — закрытости. Подразумевает возможность изменения, корректировке, развитию уголка настроения в соответствии с возрастом детей.
7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение уголка настроения с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Таким образом, уголок настроения — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Методические рекомендации при создании уголка настроения:
• Фиксация настроения ребенка ежедневно, с утра, после игры, НОД.
• При обозначении настроения возможно использование предметных символов (солнышко - веселое настроение, дождь – грустное т. д.).
• Уголок настроения находиться в доступном для детей месте. На уровне глаз ребенка.
• Поддерживается стремление детей проговаривать свое настроение, чувства.
• Использование фотографии ребенка или символов.
• Внесение изменений в уголок настроения производиться самим ребенком. Или с помощью взрослого, если попросит помощи сам ребенок.
• Право ребенка на изменение решения или выбора.
Данный практический материал предназначен для воспитателей с целью использования в своей работе.
Источники.
1. Минаева В. М. Развитие эмоции дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М. : АРКТИ, 2001. – 48 с.
2. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002.
3. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/Автор-составитель И. А. Пазухиа - СПб. : "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2004. - 272 с.
4. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития: академия Холдинг, 2001. - 160с.
5. Корепанова М. В Харлапова Е. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. - М. : Балас, Изд. Дом РАО, 2004. - 160с.
6. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. - М. : ООО "Издательство Скрипторий 2000", 2002.
7.https://multiurok.ru/files/proiekt-po-tiemie-mir-emotsii-dlia-dietiei-vtoroi-mladshiei-ghruppy.html
8. https://www.maam.ru/detskijsad/ugolok-yemocii-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html
9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/08/04/ugolok-emotsiy
10.https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/20/ugolok-nastroeniya-v-gruppe-detskogo-sada