Ольга Прохорова
«Углубленная работа по развитию речи средствами театрализованной деятельности» (по сказкам) младшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
С первых дней жизни ребенок слышит слова. Он познает необычный, разнообразный, богатый, интересный мир слов. Развивать дар слова человеку необходимо на протяжении жизни, ведь речь тесно связана с мышлением, памятью, сенсорным восприятием, психоэмоциональным развитием, социальной адаптацией. Речь и ее особенности впоследствии становятся одной из ключевых характеристик личности человека. По ней мы можем говорить, насколько развита культура речи, отмечать манеры «говорения», влияние на собеседников, речь демонстрирует уровень познаний человека, широту кругозора.
Публикация «„Углубленная работа по развитию речи средствами театрализованной деятельности“ (по сказкам) младшая группа» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность: фундамент речевого развития закладывается в дошкольном возрасте. Поэтому важно в период от 3 до 7 лет сформировать основы речи, прививать любовь к слову, чтению художественной литературы, познанию, общению, творчеству, развивать языковое чутье, задать предпосылки к учебным действиям. В этом возрасте этап освоения речи переходит на качественно новый уровень. Мотивом активного овладения языковыми средствами выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и театрализованную.
В дошкольном возрасте формирование личности ребенка и развитие всех его способностей значительно эффективнее происходит в игре. Развитие – это всегда стремление к лучшему во всем: в отношении к миру и к другим людям, в способностях, желаниях, интересах. Оно отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, фантазирует, создает, к чему-то стремиться.
Театрализованные игры – прекрасный способ раскрепостить ребенка и раскрыть его творческий потенциал. Не зря они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются и грустят вместе с героями, предупреждают их об опасности, расстраиваются из-за неудач любимых персонажей. При постановке даже небольших сказок формируется опыт социальных навыков, развивается эмоциональная сфера ребенка, обогащается речь.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно, ему легче довериться сказочному герою и слушаться его тоже приятнее.
Театрализованные игры помогают педагогу создать интересную, радостную и непринужденную обстановку в группе.
Все мы знаем, как дети любят играть в кукольный театр! Ценность его в детском творчестве неоспорима и воспитательные возможности безгранично широки. Кукла позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица какого-нибудь сказочного героя. Поэтому очень важно иметь в группе насыщенную, разнообразную театральную зону.
Цель работы – активизация и расширение словаря детей, совершенствование звуковой культуры речи.
Задачи: обогащать лексику новыми словами и словосочетаниями; формировать навыки грамматически правильного оформления речи; развивать вербальную память, образное мышление, тонкую ручную моторику; побуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению ; развивать индивидуальный игровой опыт; знакомить с понятиями нравственности и морали; развивать эстетический вкус, воспитывать чувство прекрасного.
Ожидаемые результаты: сформированность связной, выразительной речи, расширенный словарный запас; ребенок способен свободно выражать свои чувства, понимать чувства других и сопереживать им; он становится более уверенным в себе, преодолевает робость, застенчивость; освоил невербальные средства общения (жесты, движения, мимика).
Для достижения планируемых результатов работы были намечены следующие мероприятия по взаимодействию с родителями:
- консультация для родителей «Повышаем речевую культуру родителей».
- привлечь родителей к изготовлению атрибутов и декораций.
Так же, чтобы театрально-игровая деятельность в группе стала интересной и успешной, к ней должен быть готов и сам воспитатель. Его отношение к театральной игре имеет большое значение, т. к. педагог зачастую образец для подражания. Его умение выразительно читать стихи, сказки, используя элементы мимики и жесты, побуждает ребенка воспроизводить услышанное.
Театрализованная деятельность, включающая в себя игры разной функциональной направленности, помогает воспитателям решать разные образовательные и воспитательные задачи, выступает как средство развития и познания им окружающего мира, развивает речь и словарный запас ребенка.
Мною был разработан план театрализованной деятельности, с использованием сказок, наиболее подходящих для детей в соответствии с их возрастными особенностями, который реализовывался в течение учебного года.
В работе используются все виды деятельности : НОД; работа в подгруппах; индивидуальная работа; самостоятельная игровая деятельность; дидактические игры; упражнения на развитие выразительной мимики; упражнения на развитие выразительной пластики движений; артикуляционная гимнастика и т. д.
Сказка : Задачи и приемы работы : Используемый материал:
1. Октябрь «Курочка - ряба». Совместное чтение сказки; пересказ; обучение эмоционально откликаться на воображаемые события; передача содержания сказки с помощью жестов и действий; распределение ролей; обучение детей свободно употреблять слова, обозначающие действия и качества предметов; поддержание инициативы и активности в игре. Книга с иллюстрациями; пальчиковый театр.
2. Ноябрь «Репка». Совместное чтение; ответы на вопросы воспитателя по сюжету сказки; пересказ; обучение детей интонационно выделять моменты речи; слушать сверстников не перебивая. Книга с иллюстрациями; театр на ложках.
3. Декабрь «Колобок». Совместное чтение; обсуждение; пересказ с помощью воспитателя; распределение ролей; педагог демонстрирует на своем примере актерскую игру и затем наблюдает за игрой детей. Книга с иллюстрациями; фланелеграф; кукольный театр; аудиосказка.
4. Январь «Теремок». Совместное чтение; пересказ; обсуждение впечатлений; распределение ролей; игровое общение с товарищами. Книга с иллюстрациями; настольный театр.
5. Февраль «Маша и медведь». Совместное чтение; формировать умение пересказывать сказку близко к тексту;
развивать дикцию и творческое воображение; распределение ролей; наблюдение за юными актерами. Книга с иллюстрациями; театр на палочках.
6. Март «У страха глаза велики». Совместное чтение; ответы на вопросы по сюжету с применением сложных предложений; развивать слуховое восприятие, интонационную выразительность; слушать сверстников не перебивая; развивать монологическую речь. Книга с иллюстрациями; аудиосказка.
7. Апрель «Заюшкина избушка». Совместное чтение; пересказ; совершенствовать умение передавать настроение героев сказки; распределение ролей; репетиция; воспитывать уверенность в себе, в своих силах. Книга с иллюстрациями; фланелеграф; маски.
8. Май «Гуси-лебеди». Совместное чтение; обсуждение впечатлений; формировать умение пересказывать сказку близко к тексту; обучение детей интонационно выделять моменты речи; слушать сверстников не перебивая;
Итоговое развлечение «В гостях у сказки». Книга с иллюстрациями; фланелеграф;
аудиосказка; просмотр мультфильма.
Театр с его неограниченными возможностями – настоящее чудо! Речевая и творческая самостоятельность детей активно развивается. Каждый хочет проявить себя в роли «артиста». А с помощью куклы даже самые скромные и застенчивые дети самовыражаются намного ярче! Одновременно родители имеют возможность увидеть и услышать своего ребенка с другой стороны, когда их дети дома рассказывают и показывают сказки. При этом родители приятно удивлены результатами нашего взаимодействия, и готовы к дальнейшему сотрудничеству, в итоге которого выигрывает их ребенок. А воспитателю всегда приятно слышать слова благодарности от родителей об оценке проделанной работы и их бесконечном доверии ко мне, как профессионалу.
Хочу поблагодарить коллег, которые своими публикациями в журналах, на педагогических порталах, таких как «Маам. ру», методиста детского сада, мою коллегу, Павлюченкову Ю. А., оказали неоценимую помощь при создании данной методической разработки. Спасибо за ваш опыт и советы! Надеюсь мой опыт кому-нибудь будет полезен.
Используемая литература:
• Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №3(2010) статья «Театрализованный кружок «Сказка»» Кондратьева О. Н,
Журнал «Воспитатель ДОУ» №8(2012) статья «Многообразие кукольного театра» Никулина С. Л.
• Журнал «Воспитатель ДОУ» №3(2014) статья «Повышаем речевую культуру родителей» Комарова Н. В.
• Журнал «Воспитатель ДОУ» №4(2015) статья «Уголок природы в воспитательно-образовательной работе по развитию речи» Коптыгина В. С.
• Журнал «Дошкольное воспитание» №10(2010) статья «Радость творчества» Нефедова Ю.
• Журнал «Дошкольное воспитание» №2(2011) статья «Играем в театр» Антипина Е
• Журнал «Дошкольное воспитание» №3(2012) статья «Театральная деятельность как средство эмоционального развития» Захарова Т., Саттарова Р.
• Образовательный портал «МААМ. РУ»