Наталья Образцова
Современные методы и формы работы ДОУ по развитию речи дошкольников средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС ДО, речевое развитие включает : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Современные методы и формы работы ДОУ по развитию речи дошкольников средствами игровой деятельности» размещена в разделах
На основании вышеизложенного, в Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОВУ «Детский сад № 83» отмечено, что коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности : бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
Следовательно, работа по развитию речи дошкольников строится в течение всего дня по разным направлениям, а именно:
- НОД – коррекция речи, развитие речи, формирование целостной картины мира, формирование элементарных математический представлений, физкультура, продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыкальное – благодаря этим видам деятельности дети учатся общаться со сверстниками и со взрослым, совершенствуют разговорную речь, обогащают словарный запас, участвуют в коллективной деятельности, учатся воспринимать чужую речь, а так же идет работа над просодической стороной речи, дыханием, развитием слухового и зрительного восприятия и внимания, фонематического слуха и восприятия, речевого слуха и слухоречевой памяти, овладением навыками звукового и слогового анализа и синтеза. На занятиях идет работа по закреплению правильного произношения поставленных звуков, отрабатываются пройденные ранее грамматические категории с предъявлением требования их правильного фонетического оформления, идет работа по закреплению словообразования. Дети учатся связно рассказывать об увиденном, высказывать свои впечатления об играх, в которые они играли, об упражнениях, которые они делали; учатся слышать ошибки в чужой и собственной речи, у них формируется языковое чутье, чувство языка;
- режимные моменты – утренняя гимнастика, прием детей, кормление, гимнастика после сна и т. д. – позволяют развивать общую и тонкую моторику, координацию движений, координацию речи с движением, подражательность и творческие способности, раскрывать эмоциональное отношение ребенка к значению слова;
- прогулка, которая включает в себя наблюдение в природе, подвижные игры и игры - упражнения, труд в природе – все это позволяет обогащать, уточнять и активизировать лексический запас воспитанников, выполняя речевые и практические задания, а так же формирует коммуникативную компетентность детей;
- совместная деятельность взрослого и ребенка – различные виды игр, логопедический час, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, игры с конструктором ЛЕГО, театрализованные постановки - включает в себя создание игровой обучающей ситуации и обучение игровому (диалогическому) общению, (например, игра «Что не так?», направленная на упражнение детей соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования; игра «Улыбка», направленная на упражнение в использовании при приветствии средств невербального общения; игра «Рукопожатие», направленная на упражнение детей в использовании средств жестового приветствия).
Так же сюда относятся игры-викторины («Придумай загадку», «Кто лучше знает свой город», «Из какой сказки вещи» и т. д., направленные на упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, составлении рассказов, развитие и использование средств языковой выразительности.
Во время подвижных, дидактических игр дети вступают в контакт со сверстниками, что является мотивом к коммуникативной деятельности, приобщаются к выполнению основных правил ведения диалога;
- самостоятельная деятельность детей – способствует развитию интереса к общению, избирательности и наличия предпочтений в выборе партнера по общению, а также проявление инициативы и активности при организации общения, самостоятельности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества и оригинальности высказываний для поддержания интереса собеседника.
- индивидуальная коррекционно-развивающая работа – направлена на изучение с некоторыми детьми тех разделов программы, при усвоении которых эти дети испытывают трудности. Прежде всего, эта работа по автоматизации и дифференциации звуков;
- работа с родителями - является важной составляющей в комплексном речевом развитии детей. От правильного взаимодействия детского сада и родителей зависит успех воспитанников. Задача детского сада – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. В этом направлении мной используются: анкетирование, консультации, предоставление наглядного материала по развитию речевых умений (папки-передвижки, памятки, методическая литература, организация игротеки, организация и проведение совместно с музыкальным руководителем утренников и театрализованных праздников, организация и проведение совместно с логопедом тематических родительских собраний, составление рекомендаций для родителей по организации домашних занятий по развитию речи, в дальнейшем планируется проведение открытого занятия по развитию речи.
Естественно, что продуктивная работа по развитию речи дошкольников возможна только при правильно организованной предметно-пространственной развивающей среде, которая позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режиме группы и в утренний, и в вечерний отрезок времени.
Таким образом, правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда и слаженная работа специалистов создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует и всестороннему гармоничному развитию личности.