Анастасия Абрамова
Проект «Удивительный мир насекомых» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Удивительный мир насекомых»
Актуальность проекта : В ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых неоднозначна. Некоторые дети выражают радость и интерес, другие пугаются и уничтожают их. В ходе диалога выяснилось, что знания дошкольников о насекомых недостаточно.
Публикация «Проект „Удивительный мир насекомых“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Проект направлен на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи;
Срок реализации: 1 неделя;
Вид проекта : творческий, групповой;
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители;
Цель: развитие познавательного интереса дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявить заботу о сохранении природы, посредством проектной деятельности;
Задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;
2. Формирование познавательного интереса к насекомым;
1. Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
2. Развивать коммуникативные навыки;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость;
1. Воспитание у детей бережного и чуткого отношения к природе;
2. Воспитание у детей удовольствия от общения с природой;
Продукт проектной деятельности :
Для детей : коллективная аппликация «Пчелки на лугу», выставка детских работ «Стрекоза и муравей».
Для педагогов: подбор иллюстраций, создание электронной презентации.
Для родителей: изготовление масок для игры – драматизации «Муха – Цокотуха», консультация «Первая помощь при укусах насекомых», оформление книжек – малышек о насекомых.
Ожидаемый результат:
Для детей : Изучая насекомых и наблюдая за ними, у детей расширятся знания о насекомых, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети узнают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; овладеют обобщающим понятием «насекомые»
Для педагогов: Пополнение, накопление материала по теме «Насекомые», вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
Для родителей: Освоение некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании, объективная оценка возможностей своего ребёнка и умение сотрудничать с ним, как с равноправным партнёром.
Материал для социально – коммуникативного развития:
Вторник: рассказ детям о пчелах
Зачем пчёлы танцуют?
У медоносной пчелы есть семья. Она называется рой. Сестрицы - пчёлы живут дружно. Найдёт пчела много мёда, остальным расскажет.
Она же не умеет говорить! Только жужжит. Верно, говорить не умеет, зато умеет танцевать.
Пчелкин танец простой. Она летает по кругу или по восьмёрке, громко жужжит и виляет брюшком. Как будто говорит:
- Я нашла много мёда! Летите за мной поскорее.
Вопросы.
1. Почему пчёлку называют медоносной?
2. Как называется пчелиная семья?
3. Как пчёлка передаёт информацию другим пчёлам?
4. Назови пчелу ласково.
5. Как назвать очень большую пчелу, очень маленькую?.
6. Чьи крылья у пчелы?
Пятница: рассказ детям о бабочках
Бабочки
Бабочки – красота природы. Их много вокруг. Окраска бабочек разная. Это радует наши глаза.
Бабочки бывают маленькие и большие. Их тело покрыто мелкими чешуйками.
Бабочки питаются нектаром цветов. Они пьют его хоботком. Весной, когда цветов ещё мало, бабочки пьют сок берёзы или клёна.
Вопросы:
1. Какого цвета бабочки?
2. Какого они размера?
3. Чем покрыто тело бабочек?
4. Чем питаются бабочки?
Материал для познавательного развития:
Вторник:
Дидактическая игра «Найди насекомое»
Пройдите на лужайку, и посмотрите, кто спрятался под цветочком. (На ковре лежат цветы, под ними по одному насекомому).
-Кого из насекомых вам удалось найти?
Ответы детей.
-Ребята, насекомые очень мелкие и их очень трудно рассмотреть, я предлагаю вам рассмотреть их с помощью увеличительного стекла. Дети рассматривают 2 насекомых. Называют насекомое и его части.
Среда:
Опыт: «Любимый цвет насекомых?»
Материалы:
- Красная, желтая, зеленая, синяя и фиолетовая плотная бумага
- Белый лист бумаги
- Ручка или маркер
- Наручные часы
- Линейка
- Большая доска
- Мед
Мы никак не можем согласиться с тем, что насекомые плохо различают цвета. У некоторых из них даже есть любимый цвет. Этот любимый цвет обычно соответствует цветкам, в которых Можно найти самый вкусный нектар. В этом проекте ты сможешь узнать любимые цвета разных насекомых, а потом заставить их изменить свои пристрастия к любимым цветам.
Схема работы:
1 Нарисуй на белом листе таблицу ( строки - названия цветов: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый; столбцы - названия насекомых : мухи, пчелы, мотыльки, мошки, бабочки). Если хочешь, можно сделать схему шире, добавив других насекомых. Обычно оставляют одну колонку для неизвестных насекомых (пометь ее знаком вопроса).
2 Сделай копию этой карты.
3 Прикрепи обе карты на доску, чтобы одна была поверх другой.
4 Разложи листы цветной бумаги на гладкой травяной поверхности. Положи по краям камешки, чтобы листы не унесло ветром.
5 Сядь примерно в 90 см от листов бумаги, возьми в руки доску со схемой. Наберись терпения и сиди очень тихо. Скоро на листы бумаги начнут садиться насекомые.
6 Отмечай черточкой каждое насекомое в нужной клеточке таблицы.
7 Через 20 минут подсчитай черточки в каждой клеточке, чтобы увидеть, каким насекомым какой цвет больше нравится.
8 Сними первую схему и открой вторую.
9 Поставь маленькое блюдечко с медом на лист бумаги "самого непопулярного" цвета.
10 Снова в течение 20 минут отмечай насекомых.
11 Сравни две заполненные схемы.
Результаты:
Красный и фиолетовый цвета привлекают крупных насекомых — бабочек, мотыльков, пчел. Синий цвет больше нравится мухам. Обрати внимание, что осы любят желтый цвет (возможно, об этом уже догадывался тот, кто пробовал одеться в желтую одежду на пикник). Меньше всего насекомых привлекает зеленый цвет, потому что зеленые цветы (например, цветы- сережки на деревьях) обычно бывают без нектара. Но если поставить
блюдечко с медом на лист зеленой бумаги, насекомые полетят туда, забыв о своих любимых цветах.
Пятница:
Дидактическая игра: «Что сначала, что потом?»
Педагог проводит беседу:
- Что сначала откладывает бабочка?
Дети: Бабочка откладывает яйца.
Педагог:- Кто появляется из яйца?
Дети: Из яйца появляется гусеница.
Педагог: Что делает гусеница?
Дети: Она питается листьями и растет.
Педагог: В кого она превращается?
Дети: Гусеница превращается в куколку.
Педагог: Кто выходит из куколки?
Дети: Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Материал для физического развития:
Понедельник: Игра-имитация под музыку «Сороконожка»
1 Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2 Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3 Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
4 Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5 И потопаю потом
Вторник: Пальчиковая гимнастика: «Прилетела к нам вчера полосатая пчела»
Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею — шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожужжали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковер)
Среда: Подвижная игра: «Медведь и пчелы»
Играющие делятся на две неравные группы. Одни (приблизительно треть детей) – медведи, остальные – пчелы. На расстоянии 3 -5 м от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8 -10 м на противоположной стороне – луг. Пчелы помещаются на вышке или на гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи вылезают на вышку – в улей и лакомятся медом. По сигналу воспитателя: «Медведи!» - пчелы летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за медом. После того, как игра проведена 2 – 2 раза, дети меняются ролями.
Воспитатель должен находиться у вышки (гимнастической стенке, чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.
Четверг: Подвижная игра с речевым сопровождением «Добрый жук»
Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются
лицом к центру круга.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты — мой друг, и я — твой друг,
Старый верный друг!
Полюбили мы жука,
Старика, добряка —
Очень уж душа легка
У него, весельчака.
(Хлопают в ладоши. Выполняют «пружинку», руки на пояс. Грозят пальчиком правой руки.
Грозят пальчиком левой руки. Помахивая кистями рук переводят руки из положения «вниз» е положение «вверх».)
(Выполняют руками скрестные движения над головой.
Идут по кругу друг за другом, взявшись за руки.
Вытягивают руки вперед ладонями вверх, затем
прижимают ладони к груди.
Хлопают в ладоши.
Выполняют прыжки на месте на двух ногах руки на
пояс.
Шагают на месте, энергично взмахивая руками.
Поднимают руки вверх — в стороны)
Пятница: Подвижная игра «Поймай комара»