Татьяна Бяхова
НОД по формированию у младших дошкольников представлений о неживой природе «Удивительные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
познакомить со свойствами воды: прозрачная, без запаха, без цвета, без вкуса.
Задачи:
- развивать интерес к исследованию, экспериментированию с водой;
- пополнять словарь детей словами: жидкость, бесцветная, безвкусная,
прозрачная, запах, цвет;
- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;
- развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, прививать бережное отношение к воде.
Материалы и оборудование:
Игрушка зайчик, бумажные цветы на каждого ребенка, стаканчики с водой, сахар, гуашь, чайные ложки, ёмкость для воды воды.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Природа, планета Земля, экология
- Средняя группа
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
Дети заходят в группу, рассматривают время года на улице.
– Ребята, давайте поздороваемся со всеми. Слышат плачь. Это зайчик Степашка (игрушка, он просит помочь ему узнать секреты воды. А то цветы у него в пруду не распускаются. /показывает цветы из бумаги/
- Дети, скажите, а хотите ли вы помочь Степашке узнать секреты и чудеса воды?
- Ну, вот и замечательно! Вода одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня мы попробуем раскрыть некоторые секреты воды. (Дети садятся за столы)
Опыт 1. «Вода не имеет цвета, прозрачная»
Ребята, посмотрите, перед вами стоят стаканчики с водой, а у меня стаканчик с молоком. Положите в каждый из них ложечку. В каком стаканчике мы видим ложечки? (где вода) А почему? (вода прозрачная и ложечку видно, а молоко непрозрачное и ложечку не видно)
- Правильно, ребята. Давайте повторим: вода прозрачная.
Опыт 2. «Вода без запаха»
- Я предлагаю понюхать воду. Что вы можете сказать о запахе воды? (вода ничем не пахнет) Правильно вода ничем не пахнет. Поиграем в игру, правило такое: закрыть глаза, понюхать и отгадать чем пахнет.
- Добавляю в свой стаканчик с водой ароматное масло. Прикрываю стаканчик салфеткой и подношу детям понюхать с закрытыми глазами. Отгадайте чем пахнет? Чем пахнет вода в этом стаканчике, в другом? А ты как думаешь? Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)
Опыт 3. «Вода безвкусная»
Предложить детям попробовать воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая).
Мы изменили вкус воды. Вывод: вода не имеет вкуса. Безвкусная
Опыт 4. «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
Опыт 5. «Вода меняет свой цвет»
Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды, то есть вода может изменить свой цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
А теперь давайте подойдем к другому столу. (на столе тазик и стаканчики с водой)
Опыт 6. «Вода жидкая»
Ребята, аккуратно перелейте воду из стаканчиков в тазик. Как это сделать?
Вылить из стаканов в тазик, перелить (переливаем).
- Почему мы это смогли сделать? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Мы вылили, и у нас получилось целое озеро, а в озере рыбки, которые очень любят в водичке играть, плавать и плескаться. Пусть наши ручки будут рыбками. Давайте поиграем.
Пальчиковая игра в воде.
- Рыбки плавали, ныряли В чистой т пленькой воде. (руки сложены «щепотью», руки двигаются волной от плеча, изображаем плавающих ныряющих рыбок).
То сожмутся, разожмутся, (растопыривают пальцы в стороны, сжимают)
То зароются в песке (сложить пальчики, делать движения, как будто закапываются в песок).
Опыт 7.«Вода бывает теплой, холодной, горячей».
- Какая вода на ощупь, какой она всем показалась? (т плая, приятная, интересно с ней играть).
- Какой вода бывает еще? Дети пробуют воду на ощупь в разных стаканчиках (горячей, холодной)
- Какая вода понравится цветочкам? (теплая)
- Что интересного вы сегодня узнали? Вода текучая, прозрачная, без запаха, без вкуса. Вода может изменить свой цвет, вкус в зависимости от того, что в неё добавили. Без воды мы никак не можем обойтись в жизни, поэтому воду надо беречь.
Степашка: меня тоже есть вода, мне дала ее лиса. /бутылка с грязной водой/
- Чтобы цветочки расцвели надо поливать их чистой водой.
Опыт 8. «Очистка воды»
- Я знаю, как очистить воду. У меня есть фильтр (вата, воронка. Надо пропустить воду через фильтр. Вот теперь вода чистая.
Давайте опустим цветочки в воду и посмотрим, что же будет.
Опыт «Лилия» /Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру/
Дети опускают кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на глазах лепестки цветов начнут распускаться.
- Молодцы, ребята. Теперь у Степашки будут цвести красивые цветы.