Паврозник Наталья Григорьевна
Учебные проекты школьников по истории как форма реализации системно-деятельностного подхода в основной школе
▼ Скачать + Заказать документы
В стандарте основного общего образования значительное внимание уделено участию школьников в учебно-проектной деятельности (в рамках системно-деятельностного подхода). Это нашло отражение прежде всего в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. В числе метапредметных результатов названы:
способность учащихся использовать освоенные знания и умения в учебной, познавательной и социальной практике;
Публикация «Учебные проекты школьников по истории как форма реализации системно-деятельностного подхода в основной школе» размещена в разделах
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
В предметные результаты вошло освоение «видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях1».
Реализации названных требований способствует работа школьников по учебным проектам.
Учебный проект – средство обучения, развития и воспитания школьников
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта2.
Поскольку целью проекта является решение познавательной, творческой задачи, он может быть спланирован и выполнен также в индивидуальном порядке. Изучение истории предоставляет значительное пространство для самостоятельной моделирующей, исследовательской работы школьника. (В большей степени это касается старших классов, но немало возможностей существует и в основной школе).
Учебный проект как педагогическая категория – интегративное средство развития, обучения и воспитания школьников. В современных педагогических исследования подчеркивается:
«Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему3».
Участие в работе над проектом позволяет ученикам вырабатывать и развивать умения и навыки целеполагания, планирования деятельности, применения имеющихся знаний, поиска и обобщения новой информации, рефлексии и самоанализа, презентации полученных результатов и др. Проектная работа в высшей степени способствует развитию самостоятельности и творческих способностей личности.
Проектная деятельность в парах и группах помогает также формированию у учащихся коммуникативных умений. В их числе:
распределять обязанности в группе;
проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации;
осуществлять помощь одноклассников;
представлять результаты своих действий;
аргументировать свою точку зрения;
участвовать в дискуссии и др.
В составе группы ученики успевают сделать более объемную работу и нередко представляют ее интереснее, чем в случаях, когда задание выполняется индивидуально.
Например, оформление конечного результата проекта в виде альбома, карты, экскурсионного маршрута предполагает наличие разнообразных способностей и талантов: художника, дизайнера, писателя и т. д. Справиться с такой работой легче группе учащихся.
Практически каждый учебный проект требует от школьников сочетания многих видов деятельности. Можно выделить разновидности проектов по истории для основной школы, связанные с определенными приоритетами:
• историческая реконструкция хода событий, основанная на более широком, чем в учебнике, круге источников;
• историческое путешествие (с использованием исторической карты и других источников, моделирование исторической ситуации;
• рассмотрение «открытого» вопроса, требующего сопоставления и анализа различных фактов и суждений;
• историко-биографическое исследование («исторический портрет», «личность в истории»);
• разработка проекта по истории своего города, каря (эта разновидность отличается особенно широким спектром методов сбора информации : от наблюдений и подбора фотоиллюстраций до работы с материалами музеев);
• собирание свидетельств и изучение «устной истории» (создание и анализ новых источников).
Кроме того, в процессе поиска и сбора информации школьники обращаются к родителям, бабушкам и дедушкам, включаются в диалог поколений. Все это имеет особое значение для формирования эмоционально-личностного отношения к истории, ее памятникам, духовно-нравственного воспитания, социализации учащихся.
Планирование и организация работы над учебными проектами в основной школе
Хотя учащиеся знакомятся с таким видом работы, как учебный проект, уже в начальных классах (предусмотрено образовательными стандартами, в основной школе работы над проектами разворачивается постепенно, с учетом возрастных возможностей подростков, их продвижения в изучении истории.
В соответствии с положениями современных педагогических исследований работа школьников над учебным проектом состоит из следующих основных элементов (этапов) :
• целеполагание, постановка проблемы;
• планирование (определение задач и способов их решения, распределение функции в коллективно выполняемом проекте, составление плана-графика работы);
• реализация (поиск и обработка информации; анализ, сопоставление и обобщение полученных данных; формулирование выводов и собственной точки зрения на поставленную проблему);
• оценка и самооценка полученных результатов;
• презентация (публичное предъявление) и защита результатов проекта4.
Определение тематики проектов
Хотя речь идет о самостоятельной работе школьников, которые сами выбирают интересующую их тему, общий перечень возможных учебных проектов часто предлагается учителем. При этом важно принять во внимание ряд обстоятельств, в числе которых:
• задачи изучения курса, раздела, учебной темы;
• характер исторического материала (возможность формирования проблемных задач, развертывания и более детального рассмотрения изложенных в учебнике сюжетов, выстраивания собственных объяснений и оценочных суждений и др.);
• наличие доступных для школьников источников (музейные экспозиции, исторические и художественные памятники);
• доступность (посильность проекта для школьников данного возраста и возможность их поступательного движения «в зоне ближайшего развития»);
• ресурс учебного времени.
Рекомендации по выбору тематики учебных проектов содержатся в современных курсовых методических пособия, а иногда и, непосредственно в учебниках. Из предлагаемого списка тем школьники имеют возможность выбрать заинтересовавшие их сюжеты. Консультация педагога является при этом не лишней.
В работе над учебными проектами по истории предполагаются изучение и систематизация разнообразных источников информации :
• письменных (исторические документы, труды историков, научно-популярная литература и др.);
• вещественных (памятники материальной и художественной культуры и др.);
• устных (фольклор, воспоминания и др.).
Это осуществляется в разной по форме деятельности школьников, включающей:
• поиск информации в библиотеках, музеях (краеведческих, художественных и др., на выставках, в Интернете;
• посещение мест расположения исторических, археологических, этнографических, культурных памятников;
• проведение бесед с очевидцами и участниками исторических событий (запись «устной истории») и др.
Педагогическое сопровождение работы над учебными проектами осуществляется с учетом возрастных особенностей школьников.
Семиклассников привлекает не только внешняя, но и внутренняя сторона факта: почему это произошло, что стало потом и т. д. Проявляется интерес и к духовному миру человека, к проблемам, непосредственно связанным с поведением и деятельностью людей. Подростки начинаю активно овладевать навыками рассуждения, более осознанно применяют специальные приемы запоминания, производя при этом мыслительную работу по сравнению и систематизации.
Учащиеся 7-х классов самостоятельно занимаются поиском разнообразных источников информации, ее анализом, осуществляют другие познавательные действия в рамках проекта. Слабым местом учащихся данного возраста является мотивация деятельности. Трудности могут возникнуть еще при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы просматриваются школьниками легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения. Кроме того, подростки быстро теряют интерес к работе, особенно если она кажется рутиной и не приносит сразу впечатляющего результата. Поэтому задача учителя – организующая и стимулирующая помощь.
При планировании работы над коллективными проектами определенного внимания со стороны учителя требует формирование проектной группы. Желательно, чтобы в нее входили учащиеся с разными возможностями, уровнем подготовки и даже психологическим складом (например, «эрудит», «лидер», «собиратель информации» и т. д.). следует также считаться с тем, что групповые проекты в школе не могут быть слишком долгосрочными: учащимся трудно осуществлять совместную деятельность на протяжении длительного времени.
Для того чтобы помочь школьникам овладеть сложной для них проектной деятельностью, целесообразно использовать памятки-алгоритмы.
Памятки формализуют работу учащихся, способствую осознанию существа проблемы, которую предстоит рассмотреть, поиску решений.
Вариант памятки – алгоритма работы над учебным проектом
1. Цель проекта (что надо сделать, чтобы решить данную проблему, каков должен быть конечный результат работы – материал, форма его предъявления и др.)
2. Развернутый план работы (на какие вопросы следует ответить; какую информацию и где необходимо искать, в каком виде ее обобщать; что сделать своими руками, например фотографировать, рисовать и т. д.).
3. Основные этапы и формы работы (график с указанием сроков и объема представляемых материалов).
4. Распределение функций при выполнении коллективного проекта, индивидуальных заданий для участников.
В основной школе учащиеся, работая над проектами по истории, обращаются к довольно широкому кругу источников информации. Помимо учебной и научно-популярной исторической литературы в этот круг входят материалы краеведческих и художественных музеев, сооружения и памятники, и предметы быта и т. д. Одним из важных источников при подготовке проектов являются материалы СМИ: телевидения, радио, газет и журналов, Интернета. В полном объеме их используют на старшей ступени школы, но и ученики 7,8 классов могут привлекать такие источники, консультируясь с учителем. Как показывают исследования, современные подростки часто более восприимчивы к материалам СМИ, чем учебников и научной литературы. Известно также, что такого рода информация содержит не только достоверные факты, но нередко и исторические мифы. Поэтому необходимо развивать у школьников как умения отслеживать, оценивать и использовать информацию, так и механизмы защиты против манипулирования их сознанием, в первую очередь способность критически оценивать полученные сведения5.
Подведение итогов и оценка учебных проектов
Вопрос о критериях оценивания относительно новой и весьма сложной для школьников формы работы заслуживает специальной разработки. Основные элементы, подлежащие оцениванию в проектах по истории :
• последовательность общего замысла (определение проблемы, задач, плана работы);
• полнота использованной информации (соотношение данных учебника и дополнительных материалов; разнообразие привлекаемых источников, обоснованность их использования);
• применение умений изучать и систематизировать информацию из различных источников (приемы исторического анализа, критики источников);
• наличие выводов и оценочных суждений, их аргументированность;
• оформление работы (соответствие заявленной теме, выразительность, художественные достоинства и др.);
• качество проведенной презентации (насколько полно раскрыт результат, уложились, ли в отведенное время, заинтересовали ли аудиторию, как ответили на вопросы).
Необходимо, чтобы школьники знали о требованиях к предполагаемым результатам. Это поможет им успешно выполнить и представить проекты.
Так, при презентации учебного проекта на уроке оптимальное время для выступления участников составляет 7-10 минут. За это время надо рассказывать о работе, показать ее результат. Следует научить школьников выбирать главное в проекте, укладываться в отведенное для выступления время. Желательно, чтобы ученик имел план выступления, где отражены основные положения его работы. Часть подготовленных материалов может быть представлена в виде подборки иллюстраций, стенда и т. д.
Важным этапом работы является самооценка – осмысление полученных результатов, достижений и недостатков.
В 7 классах элементы рефлексии, самооценки стимулируются учителем.
Например, уместно заполнение школьниками анкеты после выполнения проекта. В ней могут быть такие вопросы: сколько времени ушло на выполнения проекта? Интересно ли было работать над проектами? С какими трудностями вы столкнулись в ходе работы? Что нового вы узнали, чему научились? И т. д.
Тематика учебных проектов для 7,8 кл.
Наш край в XVII в. (в XVIII в.) :
социально-экономическое развитие;
положение сословий, их жизнь и быт.
Как е чему учились наши предки (XVII-XVIII вв.).
Образ Петра I в искусстве XVIII-XXI вв.
Почему о Петре I спорят уже четвертый век.
Один день из жизни дворянина
(петровского или екатерининского времени).
Емельян Пугачев: разбойник или народный герой?
Великие географические открытии:
пусть в Новое время.
Реформация ( Мартин Лютер: «великий еретик»).
Промышленный переворот и его последствия.
Французская революция XVIII в. в портретах
(«герои» определяются по выбору учащихся)
Особое значения имеет сочетание в работе над проектами по истории в основной школе когнитивного (знаниевого, аксиологического (ценностного) и деятельностного компонентов. Это способствует эффективному решению задач обучения на данной ступени и вместе с тем закладывает фундамент для всестороннего развития, расширения самостоятельности и творческого потенциала учащихся в старших классах.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(https:// standart.edu.ru / catalog.aspx? CatalogId=2588).
2 См. : Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. М., 2003.
3 Хуторской А. В. Дидактическая эвристика.
Теория и технология креативного обучения. М., 2003. С 314-315.
4 См. : Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М., 2010. С. 6.
5 Д е м ь я н ю к И. Ю. Работа с биографическими материалами на уроках истории //ПИОШ.
2008. № 8. С. 21-23.