Диана Третьякова
Проект в подготовительной группе «У каждого народа свой гений»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в подготовительной группе :
«У каждого народа свой гений».
Воспитатели: Мзокова З. С.
Третьякова Д. М.
Матвей
Алания!
Чудесный край Отчизны!
Где Терек наш, сбегая шумно с гор,
Поет нам песнь о новой, светлой жизни,
Ведет о Нартах мудрых разговор.
София Г.
В горах сверкают зори золотые,
Над ними мрак развеян навсегда.
В кавказском небе всей России
Горит Осетии счастливая звезда.
Давид Т.
Публикация «Проект в подготовительной группе „У каждого народа свой гений“» размещена в разделах
Великий сын Кавказского народа!
Уж минуло тебе не мало лет
Но образ твой не стерли дни и годы
В Осетии все помнят твой завет.
ЛИЗА:
Великий осетинский поэт, писатель, художник Коста Леванович Хетагуров родился в горном селении Нар. Когда мальчику не было и двух месяцев, не стало его мамы. Добрая родственница Чендзе взяла его к себе и стала ему второй мамой. Коста рос добрым мальчиком и охотно помогал в домашних делах. Он смолоду начал сочинять стихи, а говорил он в своих стихах очень справедливо и доступно.
Дети сели под музыку.
ЗАЛИНА С. : - Коста писал свои произведения на осетинском и русском языках. Но величие Коста с особенной силой проявилось в его осетинских стихотворениях, вошедших в сборник «Ирон фандыр». Этими бессмертными стихами он заложил прочную основу осетинской художественной литературы и литературного языка.
Стихи…
ОЛЕГ
БУДЬ МУЖЧИНОЙ
Ты ранним утром встань,
Умойся, помолись:
«О Боже, в эту рань
Тебе вверяю жизнь…»
Пшеничный хлеб хорош, -
Ты б не был позабыт.
Пшеничного не ждешь, -
Будь кукурузным сыт!
Ты сумку приготовь
И в школу поспеши,
К ней прояви любовь,
Старайся от души.
Наставника ты чти,
И честь его и стать.
Работай и расти,
Чтобы мужчиной стать.
ЗАУР
ПОХОДНАЯ ПЕСНЯ
Дети Осетии,
Братьями станем
В нашем едином
И дружеском стане.
С нами высокое
Знамя народа.
К свету, с победною
Песней похода!
К правде сверкающей
Смело шагайте!
Трусы, бездельники,
Прочь! Не мешайте!
ДОГУЗОВА АМИНА
ВЕСНА
Снег сходит, в природе
Все стало пестрей.
Где север, усеян
Склон грудой камней.
Склон южный весь в дружных
Побегах весны.
Землица дымится,
Дороги грязны.
Шалун мотылечка
Поймал… Для чего?
Весны ты защита, -
Не мучь ты его!
ФАТИМА
Кёмён цы
Алы куыстён - рад
Дзидзидайён – мад,
Хорз фыййау-фос,
Бирё фосён-хос.
Хоры кёндён -зад,
Хоры хёрдён-кад;
Сонт рёдыдён-барст,
Хорз зёрдёйён – уарзт.
Рагон мастён – тад,
Загъдкъахёгён – над:
Магусайён – цёф,
Цырд лёппуйён – кёф!
ВЕРОНИКА
О, ЕСЛИ БЫ!
Светится сердце людское в тумане
Издалека.
Много порою бывает желаний
У бедняка.
Если б, – мечтает, – настало мгновенье,
Чтобы народ
Дал мне отцовское благословенье,
Славу, почет!
Если б я принял чужую кручину
В песни свои,
Если б увидел я счастья вершину
Только в любви!
НИКИТА
ПЕСНЯ БЕДНЯКА
У людей – не дом, а терем,
Там светло, тепло, уют,
А у нас в пустой пещере
Дети с голода ревут.
У людей – пиры, гулянья
Будоражат гор хребты,
А у нас, как причитанье,
Лишь мяукают коты.
АРИНА
А-ЛОЛ-ЛАЙ!
Мать легко тебя качает.
Лунный луч с тобой играет.
Ты расти, мужай!
А-лол-лай.
Ты – моя надежда, сила.
Пусть ягненком белым, милый,
Вечно для тебя
Буду я!
ДАВИД Г.
КОМУ ЧТО.
Делу – свой черед.
Детям – мать, уход.
Стадо – пастухам.
Пастбище – стадам.
Ржи – о жницах весть.
Хлебу с солью – честь.
Малый грех – прощай,
Сердцу – ласку дай.
Время – врач тоски.
Буйным – синяки.
Всем лентяям — кнут.
Шустрым – рыба в пуд.
АМИНА М.
СИНИЦА
Порою глухою
В какие края
Стремится синица –
Рыбачка моя?
У птицы синицы
Где сестры, где мать?
И мне бы по небу
Как птице летать!
ДИАНА А. : - В детстве Коста был очень внимательным и наблюдательным. Любовь к природе, помогла ему написать много стихов и картин. Казалось он понимал язык животных и птиц. Коста повидал много несправедливости и горя, и тогда он решил, что человек должен быть свободным как птица и написал стихи к песне «Дети и птичка». Мы его сейчас послушаем в инсценировке.
ЗАЛИНА С. :
Птичка вольная летала
Радовалась, щебетала
Но однажды как - то дети
Заманили птичку в сети
Птичка мечется и бьется
В руки детям не дается
(Птичка летает, дети ловят ее в круг)
Сценка «Пойманная птица»
Дети:
А, попалась птичка стой!
Не уйдешь из сети,
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете!
Птичка:
Ах, зачем, зачем, я вам!
Маленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети.
Дети:
Нет, не пустим, птичка нет!
Оставайся с нами.
Мы дадим тебе конфет
Чаю с сухарями.
Птичка:
Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю.
В поле мошек я ловлю
Зерна собираю.
Дети:
Птичка, птичка, как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили бы грустить,
Все бы тебя ласкали
Птичка:
Верю, детки, но для нас
Вредны ваши ласки,
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.
Дети:
Правда, правда, птичка! Ты
Не снесешь неволи.
Ну, так Бог с тобой – лети
И живи на воле!
(расцепляют круг, ребенок- птичка вылетает)
Диана А. – Коста высоко ценил и почитал осетинские традиции и сейчас Георгий и Фатима прочитают стихотворение: «Ирон чызг м лппу».
ЗАЛИНА С. : - Коста любил русскую классическую музыку. Сам он хорошо играл на рояле и пел. Особенно высоко Коста ставил П. И. Чайковского. Народ сразу почувствовал замечательную музыкальность, гибкость ритма стихотворений Коста. Почти все стихотворения, входящие в сборник "Ирон фандыр", поются в народе.
ДИАНА : - Для Коста было дорого творчество Пушкина, он его высоко ценил и многому у него научился. Величайший интерес, любовь к простому народу сказывались в Пушкине и Коста в течение всей их жизни. Они оба являются основоположниками языка и художественной литературы, один русской другой осетинской.
ЗАЛИНА С. : - Все творчество Пушкина и Коста проникнуто чувством глубокой любви к простому народу, чувством патриотизма. Это роднит поэзию Коста с поэзией Пушкина. Своим творчеством и всей своей жизнью они служили родной земле, родному народу.
ДИАНА: 220 лет назад жил - был один маленький мальчик Саша. Но он не ходил в детский сад, как вы. С ним сидела нянюшка, которую звали Арина Родионовна. Она тихими вечерами, на закате солнышка, рассказывала ему сказки: много разных сказок интересных, весёлых и грустных.
ЭМИ ЛИЯ: Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
Мы с детских лет его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет.
ЗАЛИНА С. : Став великим поэтом, А. С. Пушкин написал много произведений, в число которых вошли его чудесные сказки.
И сегодня, мы предлагаем вам отправиться в путешествие по неведомым дорожкам в удивительный мир сказок А. С. Пушкина.
Амина Н.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Мазлоева Алиса
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Милана
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
Моргоева София
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
ДИАНА А :- Подождите, дуб есть, на нем цепь. А где же кот? Неужели в другую сказку убежал погулять?
( Играет музыка: «В гостях у сказки», появляется ученый кот с книгой).
Кот: АНДРЕЙ
Здравствуйте ребята! Я ученый кот.
Говорят коты и кошки
Любят греться на окошке
Любят сливки и печенье
Но не любят приключенья.
Я- совсем наоборот
Я не зря – Ученый кот!
Я в душе авантюрист
И немножечко артист
Но – подчеркиваю, лично
Я учился на отлично
И поэтому – то вот,
Я вполне ученый кот.
- Зачем вы пожаловали ко мне в Лукоморье?
ЗАЛИНА С. : Уважаемый кот, мы решили отправиться в путешествие по Пушкинским сказкам.
Кот: Мур-р! Это замечательно! Вы готовы отправиться в путешествие, где вас могут ожидать опасные и сложные задания? (Да) Тогда я должен проверить вашу готовность. Ну - ка ребятки отгадайте загадки. (отдает ведущим)
1) Чуть опасность где видна.
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется,
И кричит: «Кири – ку – ку!
Царствуй лежа на боку!»
Дети:(«Сказка о золотом петушке»)
2) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
А четвертая девица,
Скажем, чудо-мастерица,
Не пряла и не ткала,
а творила чудеса.
Мой вопрос совсем простой:
Как названье сказки той?
Дети:(Сказка о царе Салтане).
3) На девичник собираясь,
И царица наряжаясь
Перед зеркальцем своим перемолвилася с ним:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
Дети: (Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях)
4) Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит
Но жадность ребята к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
Дети: (СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ)
Сценка с родителями.
«Сказка о рыбаке и рыбке» - смотрите. (Кот уходит)
(национальный компонент и работа с родителями)
Игра «Наловим рыбы».
Добежать до бассейна, взять 1 рыбку и вернуться назад. Чья команда быстрее, та и побеждает.
Старик: Ох, и молодцы вы ребятки.
Дети сели на места. Под музыку выходит Царица.
Царица - Настя
Ой, да у нас сегодня гости. А вы, знаете в какую сказку вы попали?
У меня есть сундук, в котором хранится один волшебный предмет из сказки А. С. Пушкина. Отгадаете загадку - покажу?
На серебряное блюдце мало кто в обиде.
Кто на блюдечко посмотрит – в нем себя увидит.
- Что это за предмет? (зеркало)
ДИАНА А. Ребята, в какой сказке А. С. Пушкина встречается зеркальце?
Дети: (Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях).
Вспомните, кому из героев сказки принадлежит волшебное говорящее зеркальце?
Дети: Царице.
Царица: - Правильно.
Мне в приданое дано,
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело :
Говорить оно умело.
C ним одним лишь я была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила…
А что я говорила?
ЗАЛИНА С. - Ребята, а вы умеете говорить комплименты? Давайте попробуем их подарить царице. (Дети дарят комплименты Царице).
Царица: Молодцы, как приятно ребята, получать комплименты. Обещайте мне, что будете их дарить друг другу?
Дети: Обещаем.
Царица: А, теперь, давайте поиграем с вами в интересную игру «Зеркало». Сейчас вы все превратитесь в зеркала, а что должно делать зеркало? Правильно, отражать все что «видит». Повторяйте за мной каждое движение.
(Под музыку Царица показывает движения, дети повторяют).
Танец: «Тучка»
ДИАНА А. : Смотрите, лебедь белая плывет.
- В какую сказку мы с вами попали? («Сказка о царе Салтане») .
ЗАЛИНА С. : За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступаю словно пава;
А как речь –то говорю, словно реченька журчу.
Молвить можно справедливо, это диво, так уж диво.
Лебедь – Алана: Здравствуйте, здравствуйте. Ребята, а вы меня узнали? (Дети отвечают). А в какую сказку вы попали? (Дети отвечают). Какие три чуда встречаются в сказке: «О царе Салтане»? (белочка, 33 богатыря, царевна – лебедь)
Отгадайте и мои загадки.
1. Кому страшен червячок,
Что посажен на крючок?
(Рыбке. «Сказка о золотой рыбке») .
2. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу».
(Петушок. «Сказка о золотом петушке») .
3. Зверька узнаем мы с тобой,
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(Белка «Сказка о царе Салтане») .
Лебедь: Молодцы, ребята. А, теперь, давайте потанцуем.
Танец «Кадриль»
Богатырь (Черномор) : (Георгий Лазаров)
Здравствуйте, ребята!
Есть у нас такое диво,
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя.
Тридцать три богатыря.
- Ребята, отгадайте, из какой сказки мы – богатыри? (Сказка о царе Салтане)
ДИАНА А. : Скажите, какими должны быть богатыри? (сильными, ловкими, смелыми). Давайте проверим, какие вы ловкие и сильные.
ИГРА:
«Перетягивание каната» (разделиться на 2 команды).
Черномор: Молодцы, ребята, вы настоящие богатыри. Мне пора с вами попрощаться.
ПЕСНЯ: «Если вы не так уж боитесь кащея…»
Залина С. : Ребята, понравилось вам наше сказочное путешествие?
А. С. Пушкин – великий русский поэт. Сегодня мы с вами с удовольствием вспоминали его сказки.
София Кулова
Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!
Спасибо за любовь к родному слову.
Мы этой встрече были очень рады.
Твои стихи читать мы будем снова!
Диана А. : Дорогие ребята, наше путешествие по пушкинским сказкам заканчивается. Я думаю, что после него вы полюбите их еще больше. Все сказки Пушкина прекрасны и поучительны.
Залина С. И в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. И еще хотим пожелать читать больше книг.