Ольга Фирсова
Основные положения о развивающем потенциале игры
▼ Скачать + Заказать документы
Игра всегда рассматривалась как одно из мощнейших средств социализации ребенка. При этом огромное значение имеет то, что в игре реализуются отношения сразу в двух планах: изображаемые — персонажей и реальные — между детьми в процессе игры. Психические качества ребенка формируются в любой игре, независимо от ее содержания (правильного или неправильного, «хорошего» или «плохого», поскольку оно всегда обусловлено исторической эпохой, общественным строем, социальной направленностью общества, особенностями семенного уклада и пр., а развивающий потенциал игры универсален.
Публикация «Основные положения о развивающем потенциале игры» размещена в разделах
Это вовсе не означает, что на содержание игры не нужно обращать внимания. Обязательно нужно, потому что воспитание личности ребенка всегда было и остается первоочередной задачей, и содержание игры вполне может задавать «естественные ситуации для упражнения в полезных и добрых делах и чувствах». В игре задаются всего лишь вектор, зона ближайшего развития ребенка, ориентиры для будущей направленности его личности, но не определяется их развитие.
«Правильная» игра приобретает по-настоящему воспитывающий характер не тогда, когда дети «отображают» те иди иные события и взаимоотношения, а когда они самостоятельно инициируют их в своей игре. Иначе очень вероятна ситуация, описанная еще в середине 1930-х гг., когда по окончании такой «правильной» игры дети бросили фразу : «А теперь пойдем во двор и будем играть по-своему». Хорошая игра — это эмоционально насыщенное, всецело захватывающее детей действо, которое хочется продолжать.
Не секрет, что, принимая на себя роль, ребенок не ограничивается исключительно социальной сферой. Хорошо известны игры, в которых дети изображают животных, причем не сказочных, поведение которых полностью подобно человеческому, а настоящих.
Такие игры наглядно показывают, что сформулированный Д. Б. Элькониным закон значительно шире и в равной степени распространяется как на сферу человеческих взаимоотношений, так и на любые другие явления окружающего мира в целом. Определение игры, данное им – «игра есть развернутая, внешняя ориентировочная (в собственном смысле этого слова) деятельность, предмет которой – содержание человеческих (социальных)отношений» – может звучать и более объемлюще: предметом игры может выступать как содержание человеческих (социальных) отношений, так и любых других, значимых для ребенка, явлений действительности, которые могут быть смоделированы и «пережиты» им (по словам С. Л. Рубинштейна) в условной игровой форме. Именно социальные отношения в их разнообразных формах особо значимы для ребенка как для «общественного существа» и занимают доминирующее место в его жизни на всех возрастных этапах, что особо подчеркивается М. И. Лисиной, обобщившей ряд работ по данной проблеме.
Чтобы у детей возникла именно потребность в отображении социальной жизни взрослых, в освоении смысла этой деятельности, приобщения к ней, необходимо, чтобы эта сфера стала для детей значимой, эмоционально привлекательной, интересной.
У ребенка всегда есть мотив в практическом отображении и осмыслении интересных для него событий, явлений и персонажей. «Потребность действовать как взрослый в соответствии с общественным смыслом деятельности взрослых и с их отношениями в этой деятельности» может стать реальным двигателем детской деятельности, в том числе и игры, обеспечивая при этом полноценное развитые, только при условии, что взрослый станет для ребенка той «идеальной формой», «образом совершенной взрослости», а не чуждой навязанной формой повеления.
Следующей важной функцией игры можно назвать влияние на умственное развитие ребенка. В качестве игр, в наибольшей степени способствующих умственному развитию, называются дидактические. Если дидактическая игра органично входит в жизнь ребенка, если это именно игра, а не игровое упражнение, овладение тем содержанием, которое в них заложено, происходит как бы «само собой», так как оно осмысленно и значимо для ребенка, и его ориентировка в ситуации осуществляется на качественно ином уровне.
Не менее важны для умственного развития ребенка игры-экспериментирования. Здесь ребенок не просто овладевает способом действия, эталоном, правилом, но сам ставит себе познавательную задачу, ищет адекватные способы ее решения, познает свойства и возможности окружающего мира и свои собственные.
Игры-экспериментирования следует отделять от популярного сегодня экспериментирования на занятиях. Последнее представляет собой очень удачный в отношении развития дошкольников прием, поскольку соответствует возрастным особенностям ребенка, обогащает его эмпирический опыт. Игра-экспериментирование отличается тем, что в ней не формулируется гипотеза, не составляется план ее проверки. Игра-экспериментирование начинается с маленького открытия, удивления: «Ух ты!» и дальнейшим практическим выяснением: «А что с этим можно делать?», при этом лишенным утилитарной направленности. Это игра по своему мотиву — бескорыстное исследование возможностей мира, как предметных, так и социальных.
Теперь рассмотрим влияние сюжетных игр на умственное развитие. Традиционно принято считать, что в играх этого типа дети отображают и творчески воссоздаю окружающий мир и в процессе подобного отображения совершенствуют свои знания и представления. В одной из работ А. П. Усовой о предназначении ролевой игры так и говорится : «для развития представлений об окружающем» .
С точки зрения познавательного развития крайне важно не то, что в игре те или иные знания закрепляются или уточняются, а то, что включение этих знаний в реальную практическую деятельность ребенка приводит его к переходу с уровня поверхностного ознакомления на более глубинный уровень понимания (по С. Л. Новоселовой). Выученное рано или поздно забывается, а вот понятое. Как сказал Пиаже один пятилетний ребенок: «Если ты узнал это однажды, ты будешь знать всегда».
Фундаментальность значения игры для умственного развития ребенка связана с тем, что в игре формируются наглядно-образное мышление и воображение, закладываются основы теоретического мышления.
Как влияет игра на развитие речи? В игре речь не формируется, а совершенствуется и получает возможности для развития.
Игровые речевые упражнения могут решить очень многие задачи речевого развития детей (А. Г. Арушанова, но и они будут бессильны, если ребенок живет в «коммуникативном вакууме» : с ним общаются только при необходимости, мало читают, мало и односложно разговаривают. Игра здесь может несколько помочь, но не сможет исправить подобную ситуацию.
Игра не сама по себе обеспечивает становление того или иного умения, а только создает благоприятные условия, т. е. обеспечивает подлинную мотивацию, осмысленность для дальнейшего развития, чего прямое обучение обеспечить уже не может. При этом важно, что не всякая игра, в которую включено требуемое действие, движение, может способствовать его развитию, а только такая, в которой оно является именно целью игры.
Все вышеназванные задачи (социализация, осмысление окружающего, развитие речи, памяти) наиболее успешно решаются в игре, так как становятся для ребенка понятными и значимыми целями его деятельности.