Наталья Николаева
Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1… «Тестопластика» как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Слайд 2…«Истоки способностей и
дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают
источник творческой мысли.»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребё нка-дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе - продуктивная.
В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эстетический вкус.
В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению фантазии и творчества, я использую лепку из солёного теста. В процессе работы с солёным тестом развиваются сенсорные представления, воображение, пространственное мышление, ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. При создании продуктов творчества у детей формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Лепка из солёного теста является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором ребёнок видит не только продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере необходимости.
Слайд 3…Целью моей работы стало формирование системы работы по тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.
Исходя из этого, возникли следующие задачи:
Слайд 4… Обучающие:
• Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками.
• Обучить детей работать с соленым тестом : сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.
• Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное.
• Развить мелкую моторику рук, глазомер.
Слайд 5 … Воспитательные:
• Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
• Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
• Сформировать умение работать в коллективе.
Развивающие :
• Развить самостоятельность, аккуратность;
• Сформировать потребность в саморазвитии.
В начале своей работы я составила план, которой способствовал эффективному и системному усвоению знаний. Работу проводила в процессе кружковой совместной деятельности с детьми, которые проводились 1 раз в неделю во второй половине дня. На занятиях по тестопластике широко использовала пальчиковые игры, гимнастику, массаж пальцев и упражнения для рук с предметами.
Слайд 6… В своей работе опираюсь на принципы:
1. Принцип систематичности. Результат воспитательно–образовательного процесса будет выше, если занятия будут проходить регулярно.
2. Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3. Принцип поэтапности. От простого к сложному
4. Принцип наглядности. Зрительная наглядность рассчитана на желание его сотворить.
5. Принцип доступности и индивидуальности. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Методы, которые использую в своей работе, это словесный метод, наглядность, интеграция с другими видами деятельности
Слайд 7… На занятиях использую различные приемы:
- Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
- Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.
- «Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
- Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.
С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.
Целью моей работы, на первом этапе, стало создание условий для развития мотивации и интереса у детей к художественно-творческой деятельности посредством тестопластики; развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.
Для этого я использовала беседы, красочные иллюстрации. На эмоциональном уровне развивала интерес и внимание к тестопластике. Все увиденное и услышанное мы закрепляли в продуктивной деятельности. Используя такие методы работы, я видела, как ребенок изумляется, восхищается своими работами, это вызывает в его душе отклик.
Слайд 8…Заниматься начала со второй младшей группы. Сначала дети учились лепить шарики, столбики, лепёшки.
Слайд 9…В средней группе дети учились лепить и украшать плоские фигурки: декоративные пластины с налепом, сердечки, прянички, печенье, бублики, и т. д. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Для украшения используем различные крупы, бисер, мелкие бусинки. При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки.
Слайд 10 Целью второго этапа стало развитие воображения, художественного вкуса, творческих способностей старших дошкольников.
На этом этапе с детьми старшей группы, мы облепляли тестом разнообразные объемные формы: бутылочки из-под детского питания, сока; баночки, киндер –сюрпризы и т. д. Дети, сначала облепляли форму, а затем придумывали интересные игрушки, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы.
Слайд 11 Одним из этапов изготовления поделок является — раскрашивание. Для этого используем краски-гуашь
Слайд 12…Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность.
Работая с детьми, я пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать творческие способности детей как можно раньше и тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.
Слайд 13…Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями, Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.
Проводила с родителями мастер класс, собрание по теме, где рассказывала о важности и значении развития творческих способностей у детей, показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.
Слайд 14 Это работы наших детей.
А сейчас я предлагаю вам самим попробовать поработать с тестом, проявить свою фантазию.
Пальчиковая гимнастика и звукоподражание «Скачут лошадки»
Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни. (Показать ладони, повертеть ими)
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки. (Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.
Скачет резвый табунок. (Звукоподражание)
3) Беседа.
- Итак, будем учиться делать подковы. Их можно сделать на любой вкус.
Подкова - это очень древний символ плодородия и благоденствия, она обладает мощнейшими защитными функциями.
Подкову нужно вешать над входной дверью или прямо на дверь внутри жилища. А вот каким образом ее вешать, хозяева должны решать сами. Если в доме много ссор и скандалов - нужно повесить концами вниз. Если в доме все благополучно, и вы ходите сохранить и приумножить свое благополучие, то нужно повесить подкову концами вверх.
4) Показ процесса работы педагогом.
Этапы изготовления изделия.
- Для занятия вам потребуется: солёное тесто, кисточка, стека, скалка, доска.
• Катаем колобок.
• Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) сворачиваем в дугу и сплющиваем пальцами. Получилась подкова.
• Обратной стороной карандаша на концах подковы делаем отверстие для шнурка.
• Теперь начинаем украшать подкову декоративным способом (можно использовать бросовый материал)
Вот наша подкова!