Анна Приземина (Толстикова)
Аппликация как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Шелеховского района
«Основная общеобразовательная школа № 11»
Аппликация как средство развития
художественно-творческих способностей
детей дошкольного возраста
Воспитатель
средней дошкольной группы «Солнышко»
Приземина Анна Валерьевна
Село Введенщина
2015 год
Содержание
1. Введение. стр 2
2. Актуальность. стр 3
3. Элементы новизны. стр. 4
Публикация «Аппликация как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2016
4. Диагностика. стр. 4
5. Виды аппликации. стр. 4
6. Нетрадиционные техники аппликации. стр. 4
7. Особенности обучения детей дошкольного возраста
приемам работы с аппликацией. стр. 6
8. Заключение. стр. 8
9. Литература. стр. 9
Введение
Цель:
Создание условий для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста через ручной труд.
Объект: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Предмет: педагогический процесс использования элементов нетрадиционных техник в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник аппликаций через создание композиций с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой и другим материалом.
• Формировать первоначальные навыки понимания устных инструкций.
• Учить выявлять особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей дошкольного возраста для развития мелкой моторики.
• Закреплять с детьми основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник.
Развивающие :
• Способствовать развитию внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
• Содействовать развитию мелкой моторики рук и глазомера.
• Формировать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
Воспитательные:
• Воспитывать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Формировать коммуникативные способности детей через создание игровых ситуаций.
• Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материала, умение содержать в порядке рабочее место.
Средства обучения : наглядные, словесные и практические методы:
• детские наблюдения за этапами выполнения аппликации, подводящими к готовому образцу;
• обследование и сравнение игрушек,
• рассматривание репродукций картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
• использование средств выразительного чтения при объяснении;
• показ способов действия;
• тренировочные упражнения;
• игровые приемы;
• совместный анализ выполненной работы, рефлексия
Большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста имеет художественно- творческая деятельность, в ходе которой они эмоционально- практическим путем открывают для себя окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Научно доказана тесная связь развития руки с памятью, речью, мышлением ребенка и его коммуникативными качествами. Дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики руки, обычно лучше учатся в школе.
Актуальность
Видя неловкие движения детских пальчиков в младшей группе, я с первых дней работы в детском саду большое внимание стала уделять их развитию через обучение детей изготовлению аппликаций. Недаром одной из образовательных областей, выделенных в ФГОС, является художественное творчество, которое объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей : аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Именно занятия аппликацией позволяют детям приобрести первый опыт планирования операций и совместной работы в группе, познакомиться с разными материалами и способами их обработки. Занимаясь аппликацией, дошкольники могут приобрести практические умения, которые им пригодятся в дальнейшей деятельности. Эти умения помогут развить мелкие и тонкие движения пальчиков и всей кисти руки, тактильные ощущения, будут способствовать развитию пространственных отношений, распознаванию форм предметов, узнаванию многообразия цветовых оттенков.
С помощью аппликации дети могут научиться считать, обогащать словарный запас, оформлять подарки, делать украшения. Дошкольники, которые регулярно занимаются аппликацией, отличаются аккуратностью, настойчивостью, сосредоточенностью, самостоятельностью, хорошими коммуникативными навыками.
Элементы новизны
Я заметила, что мои воспитанники любят играть с совершенно неприспособленными, на первый взгляд, для игры предметами: колпачками от пластиковых бутылочек, шариками, ватными дисками, бумажными салфетками, частями сломанных игрушек и др. Эту любознательность я и решила использовать при планировании занятий в своей группе. Такие изделия всегда удивляют детей (а также и родителей, развивают фантазию и желание придумать что- то ещё более необычное. Кроме того, аппликации, выполненные из так называемых «бросовых материалов», очень красиво выглядят при умелом их использовании и не требуют дорогих покупок специальных материалов, что очень важно при работе в сельском детском саду.
Конечно, одним из главных составных частей при работе с аппликацией остается цветная бумага и картон, но с привлечением других средств аппликация только выигрывает. Приложение № 1, Приложение № 1.1.
Диагностика
Для составления планирования моей работы, я выявляла уровень освоения элементов аппликационных техник детьми моей дошкольной группы. Диагностируя детей, я использовала следующие методы:
• беседа и игра «угадай-ка» с целью выявления представления об использовании различных материалов в аппликации;
• наблюдение с целью выявления особенностей интереса к изобразительным материалам.
Виды аппликации
При занятиях аппликацией у детей появляется возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую, что позволяет быстрее приобрести композиционные знания, а также создать новые её виды. В предметной аппликации дети учатся вырезать из бумаги и наклеивать отдельные изображения из окружающей жизни (цветы, деревья, животных и птиц и т. п.). Сюжетно-тематическая аппликация воспроизводит какие - то события (снег идет, листья падают). Декоративная аппликация включает в себя умение создавать какой-либо узор для украшения предметов.
Нетрадиционные техники аппликации
Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов – это «кладовая» для развития фантазии, воображения и творчества Изготовление поделок не только сказывается положительно на развитии эстетических чувств ребенка, но и пополняет навыки и умения, которые необходимы детям. Непосредственно-образовательная деятельность по применению нетрадиционных технологий аппликаций способствует развитию зрительной памяти, воображения, оригинальности и индивидуальности каждого воспитанника.
Самыми важными моментами использования нетрадиционной техники являются:
- развитие мелкой моторики, что совершенствует сенсорную сферу ребенка;
- многообразие материалов для аппликации и способов крепления, что позволяет активизировать творческое экспериментирование;
- Создание увлекательного образа;
Изучая нетрадиционные техники аппликации, я познакомилась с имеющейся литературой: Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду», Новикова И. В. «Работа с нетрадиционным материалом в детском саду», Афанасьева С. «Мозаичные аппликации».
При работе с аппликациями из бумаги я регулярно использую различные техники:
- «мозаика». Эта техника предполагает выполнение аппликации из кусочков бумаги одного или разных цветов, различных или одинаковых геометрических форм. Приложение № 2, приложение 2.1.
-«бумажный комочек». Для изготовления такой аппликации дети используют бумажные салфетки, которые легко сминаются и пальцами скатываются в маленький комочек. Из таких комочков можно изобразить и снегопад, и барашка, и цветочек, и множество самых разнообразных событий и предметов. Данный вид работы с бумагой лучше других способствует развитию мелкой моторики и тактильного восприятия. Приложение № 3
- «бумажная полоска – петля». Данная аппликация выполняется из полосок бумаги, которые закрепляются в виде петли в определенном месте. Сюжеты при выполнении данного вида работы самые разные: цветы, снежинки, фигурки животных. Приложение № 4 Приложение № 4.1.
- «обрывная аппликация». Этот вид работы особенно подходит для работы в младшей группе, где дети ещё не умеют пользоваться ножницами, и поэтому все необходимые детали отрывают и наклеивают на рисунок. Приложение № 5, Приложение № 5.1.
- «объёмная аппликация». При её изготовлении применяется «бросовый материал» : всё имеющееся под рукой. Это могут быть кусочки меха и кожи, ватные шарики и диски, семена растений, различные крупы, опилки и многое другое. Приложение № 6
- «аппликация-коллаж». Данная технология проста в использовании, коллаж можно сделать из любых заранее вырезанных картинок. Приложение № 9
К празднику Урожая в детском саду ежегодно устраивается выставка поделок из природного материала. Обычно в младшей группе мы с детьми делали аппликации из засушенных листьев на темы природы - деревья, рыбки, грибочки. С большим желанием малыши выполняют аппликации из круп, которые оставляют у ребенка приятные тактильные ощущения, заставляют пальчики совершать щипковые движения, перенося крупинки и пуговицы в точное место в соответствии с рисунком. Приложение № 7 Приложение № 7.1.
Перед новогодними праздниками самый распространенный материал в наших аппликациях - вата, ватные диски, ватные шарики. На детских работах оживают барашки, снеговики, зимние сугробы и новогодние ёлки. Вата - очень нежный материал, и дети пытаются производить с ним различные операции: скатывают мелкие шарики, истончают слой ваты, складывают или разрывают ватные диски. Приложение № 8, Приложение 8.1., Приложение № 8.2. Приложение № 8.3.
Особенности обучения детей дошкольного возраста приемам работы с аппликацией
Особенности физического и психологического развития детей младшей дошкольной группы (слабое развитие мелких мышц руки, недостаточная координация движений, фактическое отсутствие самоконтроля) не допускают пользование ножницами, поэтому на нас, воспитателей, ложится большая подготовительная работа. Нужно подготовить необходимые материалы, сюжеты и детали для аппликации на каждого ребенка, готовый образец.
Образовательные программы предусматривают постепенное усложнение технических приемов, которыми дети должны овладеть за определенный промежуток времени. Приложение № 10
На первых занятиях аппликацией с детьми младшей группы я показываю им предметы, которые предстоит изобразить. Они учатся находить предметы геометрической формы вокруг себя, сравнивают по величине и цвету. Для закрепления знаний использую игровые приемы : кто быстрее найдет синий шарик, у кого на одежде изображен маленький квадрат, из каких геометрических форм состоит наш домик в группе и другие.
Таким образом, при подготовке к занятию я подбираю такие задания, которые помогают развивать восприятие детей, формировать умение видеть предмет, выделять его из других.
Важное внимание уделяю осязательному анализу. Поэтому при знакомстве с предметом важное место отвожу процессу его обследования, когда дети находят те его качества, которые нужны для аппликационного изображения. Мы узнаём не только форму, цвет и строение объекта, но и обязательно задействуем тактильные ощущения (мягкий - твердый, гладкий- шероховатый, тяжелый- лёгкий).
После такого детального знакомства с предметом постепенно начинаем переходить к изучению материалов для аппликации. С помощью сравнительного анализа узнаем, какого цвета и качества материал выберем, какую форму и величину необходимо использовать в той или иной аппликации. Если в сюжете зимняя тема или животные, берем, по возможности, мягкие материалы - вата, пух, мех, смятая бумага. При подготовке к аппликации на тему «Осень» дети называют чаще желтые, коричневые, синие и серые цвета бумаги. Ознакомление детей с основными цветами происходит в рисовании и в аппликации параллельно.
После того, как дети уяснили формы, цвета и качество материалов, различают необходимые понятия, начинаю знакомить их с непосредственно аппликационной деятельностью. Для этого показываю различные образцы и виды аппликаций : из бумаги, из ваты, крупы. Это вызывает огромное удивление, интерес, желание потрогать, узнать, как и из чего сделано. Как результат, возникает желание детей заняться таким видом деятельности.
Начинаем делать первые аппликации из бумаги. Сначала обсуждаем, какие формы и цвета необходимы для её изготовления. На фланелеграфе показываю, что все детали можно передвигать, достигая наилучшего расположения. При этом дети обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги, усваивая пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом. При этом отмечаю, что на аппликации наше изображение может несколько отличаться от настоящего (мишка пушистый, а наш из бумаги, гладкий; бывают мишки бурые и белые, у нас - коричневый). Далее идет обучение наклеиванию деталей. Приложение № 11
Процесс наклеивания имеет несколько последовательных этапов, которые дети должны усвоить. Моя задача - научить их :
- правильно держать кисть в правой руке и брать нужное количество клея;
- класть шаблон на клеенку вверх нецветной стороной и аккуратно промазывать клеем всю его поверхность;
- осторожно переворачивать смазанную форму и класть в определенное место на листе бумаги клеем вниз;
- прикрывать наклеенный шаблон сверху салфеткой и прижимать форму ладошкой, промакивая лишний клей. Приложение № 12
На первых занятиях, когда дети осваивают последовательные этапы наклеивания, приемы работы показываю на вертикальной поверхности фланелеграфа (чтобы мои действия видели все) с чёткой словесной инструкцией. Обычно привлекаю к такому объяснению детей. Такой вид деятельности может быть повторен несколько раз, чтобы все желающие смогли поучаствовать в точном определении места приклеивания шаблонов. Это позволяет помочь нуждающимся в помощи детям и стимулировать более способных к самостоятельной деятельности.
На следующем, самостоятельном этапе работы с аппликацией необходима индивидуализация обучения. Моя первая задача как воспитателя- помочь тем, кто трудно включается в работу, не может действовать самостоятельно. При этом я должна держать в поле зрения всю группу и не забывать о тех, кто уже освоил этот вид деятельности. С помощью вопросов разной направленности и сложности можно ненавязчиво предложить разные идеи и варианты использования готовых фигурок. Вместо прямого указания как и что сделать, нужно помочь сделать то, что хотят сами дети. При таком подходе обеспечивается нужный уровень отношений, при котором дети могут сохранять самостоятельность, а воспитатель может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. В моей средней группе выделилась подгруппа детей, которые в свои четыре – пять лет хорошо умеют работать с аппликацией : могут самостоятельно подобрать нужные материалы, правильно их расположить и аккуратно приклеить. На выставках детских работ их изделия выделяются своей оригинальностью и качественным выполнением. (приложение №.).
После выполнения каждой поделки мы выставляем их для просмотра, обязательно хвалим каждого автора, предлагаем полюбоваться аппликацией и подумать, где и в каком качестве можно её использовать (для украшения стены в детской комнате, в качестве подарка). Со временем, по мере овладения детьми навыками работы с аппликацией, начинаем тактично анализировать работы по различным направлениям. Позднее я стала обращать внимание детей на ошибки, пыталась научить их увидеть в своих творческих работах. Первое, что видели дети – это аккуратная или небрежная аппликация, сочетаются или не сочетаются цвета и форма.
Заключение
Мой небольшой опыт работы в дошкольных группах показал, чем раньше начинаешь учить детей работать с аппликацией, тем быстрее идет процесс их развития. Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.
• Быстрее идет умственное развитие, постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, разнообразии цветовых оттенков. У воспитанников формируются операции мышления: умение анализировать, сравнивать и обобщать. У детей, занимающихся различными техниками аппликации, развивается быстрее связная речь, обогащается их словарный запас.
• Занятия аппликацией открывают возможности для знакомства с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами на основе тактильного восприятия.
• Благодаря нетрадиционным техникам воспитываются нравственно-волевые и коммуникативные качества.
• Работа с различными материалами формирует умения вырезать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем, способствует воспитанию трудолюбия.
• С помощью аппликации развивается чувство художественного вкуса у детей.
Считаю, что мой первый опыт может помочь в работе молодых специалистов.
Используемые источники
1. Афанасьева С. С. Мозаичные аппликации // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 7. – С. 73.
2. Богатеева З. А. «Занятий аппликацей в детском саду». – М. : Просвещение, 1988.
3. Григорьева Г. Г. «Изобразительная деятельность дошкольников» : Издательский центр “Академия”, Москва. 1997 год.
4. Гусакова М. А. «Аппликация» : Москва, “Просвещение”. 1982 год.
5. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128 с.
6. Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 3-4 лет», 2013 год
7. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» Издательство: Академия развития : 2002 год
8. Новикова И. В. «Работа с нетрадиционным материалом в детском саду» Издательство Академия Развития, 2011 год
9. https://zanimatika.ucoz.ru/news/applikacija_iz_cvetnoj_bumagi_v_dou/
10. https://www.razvitierebenka.net/index/applikacii_iz_vatnykh_diskov
11. https://womanadvice.ru/applikacii-iz-krupy