Ольга Белая
Терапевтические сказки в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Терапевтические сказки в театрализованной деятельности»
Разработала: Белая Ольга Анатольевна, воспитатель
Пояснительная записка.
Работая с дошкольниками, я заметила, что не все дети способны воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей. Эта особенность появляется у воспитанников к концу дошкольного детства, если правильно организовать работу с эмоциями. Такая способность, согласно Г. М. Бреславу называется эмоциональной дицентрацией. Не всегда дети могут распознать и описать свои эмоции и эмоции других людей. И я считаю, что необходимо привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека, учить их распознавать и выражать некоторые эмоции, стимулировать их самопознание. Сейчас я углублённо работаю над развитием речи детей через театрализованную деятельность, театрализация немыслима без эмоций. Работая по этой теме, я знакомлю детей с эмоциями, учу оценивать и понимать чувства, владеть ими. В этом мне помогают игры, упражнения и терапевтические сказки, которые я собрала и внедрила в свой план работы.
Публикация «Терапевтические сказки в театрализованной деятельности» размещена в разделах
Разработка сценариев терапевтических сказок,
игр, упражнений для развития речи эмоций.
Октябрь
1. Игра-беседа «А просто так»
Цель – первичное знакомство с чувством.
Задачи: учить чувствовать, развивать умение высказывать своё мнение, рассуждать.
2. Терапевтическая сказка «Георгин и бабочка».
Проблема – трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Задачи: учить детей принимать окружающих такими, какие они есть, оценивать поведение героев сказки, подталкивать детей к рассуждению.
Ноябрь
1. Игра-упражнение «Нарисуй чувство» (обида, радость).
Цель – продолжить знакомство с чувствами.
Задачи: учить детей задавать вопросы, развивать умение выделять наиболее значимые детали.
2. Терапевтическая сказка «Мишка-грязнуля».
Проблема – трудности в освоении навыков самообслуживания.
Цель – освоение навыков самообслуживания детьми
Задачи: мобилизовать внутренние силы детей для освоения навыков самообслуживания, научить детей находить новые возможности действовать и побеждать, формировать у детей умение осмысливать содержание сказки, развивать творческие способгости.
Декабрь
1. Игра в ассоциации «Каким растением могла бы быть (радость, обида)»
Цель – показать детям, что чувствовать каждый может по-своему.
Задачи: учить детей уважать чувства других, развивать умение рассуждать.
2. Терапевтическая сказка «Хвастливая чашка».
Проблема – трудности во взаимоотношениях.
Задачи: показать детям, что хвастаться некрасиво, что хвастовством можно обидеть людей, вызвать желание у детей рассуждать, делиться своим мнением.
Январь
1. Игра «Парикмахерская».
Цель – преодоление страхов.
Задачи: вспомнить с детьми, какие у них бывают страхи, показать, что чувство страха есть у каждого и оно даже необходимо в некоторых случаях, дать детям возможность побывать в роли помогающих, а значит сильных.
2. Терапевтическая сказка «Сказка о маленьком Чике».
Проблема – Страх окружающего мира.
Цель – развитие умения преодолевать страхи и трудности.
Задачи: учить вырабатывать уверенность в себе, вызвать желание добиваться своих целей
Февраль
1. Упражнение «Мусорное ведро».
Цель: изучение чувства обиды.
Задачи: Формирование понимания у детей, что каждый человек имеет право на переживание обиды; учить справляться с этим чувством, прощать.
2. Терапевтическая сказка «Два брата лисёнка».
Проблема – трудности во взаимоотношениях с взрослыми.
Задачи: учить детей прощать обиду, не таить в себе; вырабатывать умение обговаривать свою обиду с взрослыми.
Март
1. Игра «Определи чувство».
Цель – обучение распознаванию чувств.
Задачи: формирование умения определять по выражению лица чувства человека, учить мимикой, жестами показывать их.
2. Терапевтическая сказка «Широкое небо».
Проблема – неуверенность в себе.
Задачи: формирование у детей уверенности в себе, в своих поступках, обучение детей рассуждению, высказыванию своей точки зрения.
Апрель
1. Игра «Попугай».
Цель – научить распознавать чувства.
Задачи: развитие умений у детей в передачи разных чувств (голосом, жестом, интонацией) и определение их.
2. Терапевтическая сказка «Как черепашонок до моря добрался».
Проблема – страх окружающего мира.
Задачи: обучение детей преодолению страха, воспитание уверенности в себе, смелости.
Май
1. Игра «Море волнуется».
Цель – научить изображать разные эмоции в придуманной позе.
Задачи: развитие воображения, формирование умения отражать знакомые чувства.
2. Терапевтическая сказка «Наши страхи»
Проблема – страх окружающего мира.
Задачи: формирование представления у детей, что одно и тоже чувство может быть нужным, а может быть и ненужным, вырабатывание умения преодолевать свои страхи.
Июнь
1. Игра – упражнение «Хочукалки».
Цель – тренировать умение владеть своими чувствами.
Задачи: развитие умений детей сдерживать своё нетерпение, тренировка силы воли.
2. Терапевтическая сказка «Три брата».
Проблема – неумение владеть собой
Задачи: развитие умений детей сдерживать свои чувства, эмоции, руководить ими.
Июль
1. Игра «Угадай кто я»
Цель – научить детей входить в роль другого человека, описывать его привычки, увлечения, как свои.
2. Рассказ – обсуждение
Проблема – страх общения со сверстниками.
Задачи: развитие умения понимать чувства других, формирование умения избегать ссор.
Август
1. Игра «Встань на её (его) место».
Цель – учить объяснять свои поступки.
Задачи: формирование у детей понятия свои поступки и поступки других людей, развитие умений прощать и извиняться.
2. Терапевтическая сказка «Енот Тишка».
Проблема – неумение владеть чувствами.
Задачи: формирование представления детей о том, что чувства могут меняться, развитие умения справляться с неприятными чувствами: обиды, грусти, жалости к себе.
1. Конспект НОД «Мишка- грязнуля»
(На основе терапевтической сказки)
Проблема – трудности в освоении самообслуживания.
Цель – освоение навыков самообслуживания детьми
Задачи:
- мобилизовать внутренние силы детей для освоения навыков самообслуживания.
- научить детей находить в себе новые возможности действовать и побеждать.
- формировать у детей умение осмысливать содержание сказки.
- развивать творческие способности детей.
Предварительная работа: Знакомство детей со сказкой «Мишка-грязнуля». Распределение ролей между детьми. Разучивание текста, поговорок о воде. Продуктивная деятельность (рисование, аппликация) .
Оформление: часть группы оформлена под лес, а часть как кукольный домик.
Ход
В – Ребята вы любите умываться?
Д – Да
В – А когда надо умываться?
Д – Примерные ответы: умываются после сна; перед сном; умываются после прогулки; перед приёмом пищи; если испачкались…
В – Зачем люди умываются и пользуются мылом?
Д – Примерные ответы: грязными руками нельзя кушать, попадут в рот микробы; если не умываться, то на лице появятся прыщи, если не мыть руки, то будет болеть живот…
В – Давайте вспомним с вами поговорки о воде
Д - «Водичка, водичка Умой моё личико…»
«Кран откройся, нос умойся…» с выполнением действий.
В – Ребята мы с вами знакомы со сказкой «Мишка-грязнуля». Давайте заглянем
2.
в гости к Мишке. Мишка встречает детей.
М – здравствуйте ребята, проходите, садитесь поудобнее, и посмотрим про меня сказку, какой я был раньше.
Ведущ – Жил – был в кукольном домике Мишка. Он очень не любил мыться. И из за этого жители кукольного домика часто смеялись над ним.
Кукла – Грязнуля!
Заяц – Ты поросёнок, а не медведь.
Кот – С тобой играть не хочется.
Ведущ – Однажды все жители кукольного домика пошли купаться.
Все жители – Мишка ты где? Пошли с нами купаться.
Ведущ – Но Мишка не хотел идти купаться, он спрятался за диван и Все пошли купаться без него.
Мишка – Вода мокрая, а мыло в глаза лезет и в уши. Нет уж не пойду я с ними. Мне и так хорошо.
Ведущ. – Ворчал Мишка, сидя в пыли. Вечером Все снова собрались вместе, но с медвежёнком никто не захотел играть.
Заяц – Фу, какой ты грязный (зайка отпрыгивает)
Кукла – Неряха, ты нас всех перепачкаешь. Уходи, мы не хотим с тобой дружить.
Мишка - Ну и не надо. Я найду себе других друзей.
Ведущ. – И Мишка пошёл в лес. Но лесные зверюшки даже разговаривать с ним не стали и разбежались по своим норкам. Тогда Мишка пошёл на поле, где жил крот.
Мишка – Ты ведь и сам роешься в земле, значит тебе всё равно грязный я, или чистый. Давай с тобой дружить.
Крот – (Сердито) Я работаю в земле, а не вожусь в грязи. А после работы я всегда умываюсь. Не нужен мне такой грязный друг как ты.
Ведущ. – Мишка обиделся и неуклюже поплёлся дальше. Уже совсем стемнело и начался дождь.
Мишка – Я ни кому не нравлюсь. Меня ни кто не пустит к себе в норку. Переначую я в канавке, укроюсь лопухом. Ой, как же мне холодно, мокро и одиноко.
3.
Ведущ. – И Мишка уснул со слезами на глазах Утром дождя уже не было. Лаского светило солнышко и Мишка выбрался из канавки.
Мишка – (Выходит, зевает и потягивается)
Ведущ. - Когда Мишка проходил мимо пруда, то вдруг услышал.
Лягушки – Ква-ха-ха, ква-ха-ха ой умора, какой грязный!
Мишка – Вот я вам сейчас покажу (Бежит к пруду и пугается своего отражения). Ой кто это такой страшный, грязный.
Лягушки – Ква –ква-ква он такой чумазый, что себя не узнал ха-ха-ха.
Мишка – Неужели это и вправду я? Такой страшный, грязный, противный. Теперь я понял почему со мной ни кто не играет. Если так всё оставить, то я превращусь в огромную кучу грязи. Я лучше пойду помоюсь.
Лягушки 1 – На тебе мыло.
2 – Дай я тебя полью.
3 – Возьми мягкий лист, вытрись им.
Мишка – Спасибо лягушки.
Ведущ. – И Мишка пошёл обратно в кукольный домик.
Все жители – Смотрите. Смотрите
Кукла – Какой Мишка чистый.
Заяц – Какой красивый.
Кот – Иди скорей к нам играть!
(Все по очереди обнимают Мишку, пожимают лапу)
Кукла – Вот возьми, я тебе дарю свою любимую ленточку.
Мишка – Я вам всем обещаю, теперь всегда буду мыться
Ведущ – И жители кукольного домика устроили настоящее веселье (Герои приглашают всех детей на танец и игры)
В – ребята, давайте попрощаемся с нашим Мишуткой и поблагодарим артистов аплодисментами.
А таперь, скажите мне о ком эта сказка?
4.
Дети – О жителях кукольного домика. О Мишке грязнули.
В – Почему его называли грязнулей
Ответы детей.
В – Что с Мишкой произошло
Ответы детей.
В – Почему он решил мыться всегда?
В – Как чистого Мишку встретили жители игрушечного домика?
Ответы детей.
В – Какой смысл этой сказки?
Ответы детей.
В – А у нас есть грязнули?
Ответы детей.
В – Давайте прочитаем отрывок из «Мойдодыра
«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое…»
В – Давайте с вами пойдём и нарисуем понравившийся отрывок из сказки.
1.
Конспект НОД «Маленький Чик»
(На основе терапевтической сказки)
Проблема – страх окружающего мира.
Цель – развитие умения преодолевать страхи и трудности.
Задачи:
- Научить детей размышлять, высказывать своё мнение.
- Формировать у детей умение находить решения и конкретные действия.
- Развивать у детей творческие способности.
Оформление:
Макет гнезда, часть группы оформлена под лес, а часть под домашнее подворье.
Ход НОД
В – Ребята, вы любите театр? (Да). Давайте с вами закроем глаза, я скажу волшебные слова. Мы превратимся в зрителей и посмотрим сказку про маленького Чика. (Лети, лети лепесток, через запад на восток). Усаживайтесь по удобнее, сказка начинается.
Театрализация
Ведещ. – Жил был птенец. Звали его маленький Чик Был он самым слабым среди своих сестёр и братьев и родители за него очень боялись.
Птица-мама – Не подходи близко к краю гнезда.
Папа – Мы за тебя боимся, ты можешь упасть.
Ведущ. - Так проходило детство Чика. Когда братья и сёстры уже начинали вылетать из гнезда, он с грустью смотрел на них.
Чик – наверное я не смогу летать, а буду всё время бродить по гнезду. Мне так грустно и так хочется хоть одним глазком взглянуть на Мир. Заберусь ка я на край гнезда и посмотрю, что делается там, внизу.
2.
В – Чик был совершенно неумелым и первый же порыв ветра столкнул его вниз на мох.
Чик – Ой, я кажется, упал. Ай,ай, ай, что же делать.
Ведущ. – Он не успел даже испугаться, когда увидел, что к нему приближается большое, страшное, животное с зубастой пастью.
Чик – Кто это? Мне надо спасаться, убегать.
Ведущ. – Собака кинулась за нрим.
Собака – Р-р-р-р гав, гав, гав.
Ведущ. – Чик бежал из последних сил, на своих неприспособленных лапках. Он не разбирал дороги и вдруг упёрся в чьи – то пахнущие кожей сапоги. Это был охотник
Охотник – Что это за чудо? И почему взрослая, здоровая птица не улетела от моего пса? Возьму ка я её на ферму своим ребятишкам.
Ведущ. – Всё лето дети играли с Чиком.
Дети – Чик пойдём гулять.
- Чик поймай нас. (Игра «Жмурки с колокольчиком»)
Ведущ – Лето кончилось и дети уехали в город учиться.
А Чика поселили в открытый вольер, так как все знали, что он не умеет летать.
Чик – Мне так скучно здесь одному. Другим птицам хорошо, они везде летают.
Ведущ. – Однажды, через дыру в сетке к Чику проник домашний кот.
Кот – Мяу – мяу сейчас я тебя сцапаю.
Ведущ. – Чика спасло только вмешательство хозяйки.
Хозяйка – Брысь, вот я тебе задам! Ишь, что задумал. (Рассматривает дыру в сетке). Ой какая дыра, надо её заделать.
Хозяин – Сейчас я заделаю эту дыру. Вот, готово!
Ведущ. – А Чик сидел в вольере и рассуждал.
Чик – Всё равно мне теперь всегда будет грозить опасность. Теперь я каждый день буду тренировать свои слабые крылья, чтобы суметь защититься от кота.
3.
(Чик накладывает камни на крылья и удерживает их, поднимая и опуская крылья)
Ну вот, мои крылья уже немного окрепли.
Ведущ. – Но, не смотря на накопленные силы, у Чика даже не появилось желание, что он может полететь, как другие птицы. И вот однажды, кот опять пробрался к нему в вольер. Была ночь, и нападение кота застало Чика в расплох.
Кот – Ага, попался, теперь тебе ни кто не поможет.
Чик – (Подпрыгивая и яростно махая крыльями, отбивается от кота). Брысь, брысь противный кот. (Кот царапает Чика). Я не справлюсь. Я не смогу отбиться от кота.
Ведущ. – И вдруг земля под Чиком сдвинулась, кот остался внизу (Чик летает по группе)
Чик – Я полетел, ура! Ялечу! (Чик летает по группе)
- Прощай ферма и все её жители, я улетаю к своим родным, туда, где мой настоящий дом.
Артисты кланяются.
Дети – Хлопают.
В – Ребята давайте представим, что мы все маленькие Чики, и подумаемЧто же нужно было делать, чтобы не произошло такое с Чиком?
Дети – Предположительные ответы:
- Надо было учиться летать с другими птенцами. Попросить, чтобы они помогли.
- Поговорить с мамой и папой, чтобы они не боялись за него, а помогли научиться летать.
- Надо было самому тренироваться и не бояться ничего…
В – Молодцы ребята, вы все правильно мыслите. Надо учиться преодолевать трудности, а не бояться их.
А теперь давайте поговорим о наших артистах. Кому кто понравился? Почему?
Приблизительные ответы детей:
- громко и выразительно говорил (а).
- Использовал (а) жесты, мимику. Интонацию голоса…