Кукелева Наташа
Технология «Виммельбух» как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моего самообразования: "Технология Виммельбух как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста".
Эпиграфом к публикации я бы хотела взять слова известного американского писателя Генри Миллера:
Публикация «Технология „Виммельбух“ как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Виммельбух - книги. Технология «Виммельбух»
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
«Присмотрись к чему-нибудь повнимательнее – хотя бы вот к травинке, и она превращается в целый мир, загадочный, поражающий воображение и неописуемо прекрасный»
Согласитесь, что развивая внимание и наблюдательность, мы развиваем познавательные процессы.
В условиях введения ФГОС необходимо развивать у дошкольников именно познавательные компетенции.
А познавательное развитие, по ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Как же можно их развивать с помощью рассматривания?
Какая же книга сможет увлечь ребёнка с его "кликовым " мышлением?
Передо мной встала проблема поиска.
Однажды я наткнулась на книжку Ротнаут Сузанна Бернер «Времена года». Она привлекла моё внимание яркими иллюстрациями, подробным изображением сюжетных линий. Меня заинтересовала эта книга, я решила использовать в работе с детьми в познавательном развитии.
Вы когда-нибудь замечали, КАК дети любят рассматривать книги?
Я хочу поделиться с вами своей работы с технологией виммельбух, с книгами, которые нужно именно рассматривать, а не читать.
Слышали ли вы об этой технологии?
Что такое виммельбух? Следуя последним исследованиям - для лучшего развития ребенка ему необходимо рассматривать книги, в которых абсолютно нет слов. Но зато есть картинки, по которым можно рассказывать интересные истории. Раньше это были отечественные издания, где картинок много, а текста – минимум. Например такие, как: журнал «Весёлые картинки», книга «Рассказы в картинках» с иллюстрациями Николая Радлова.
Но, на смену этим книгам пришли книжки-картинки для разглядывания – виммельбухи, которые появились в Германии около сорока лет назад. Они так полюбились детям и их родителям, что вскоре этот жанр получил своё название «Wimmelbilderbcher» (то есть книжка-картинка, кишащая подробностями). Иными словами, это книги с большим количеством детально прорисованных картинок. Они весёлые, увлекательные и могут занять внимание ребёнка.
Придумали этот жанр книг более 50 лет назад в Германии, в конце 60-х годов, художник Али Митгуш - один из самых известных немецких детских авторов книг с картинками.
На нашем книжном рынке виммельбухи появились сравнительно недавно, но завоевали нашу любовь очень быстрыми темпами.
Как правило, такие книги имеют до 10 разворотов, напечатанных на плотном картоне, и большой формат. Однако существуют и более компактные книжечки, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Количество деталей на страницах просто зашкаливает. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно.
Всякий раз, открывая книгу, можно находить новые жизненные ситуации, сравнивать и предполагать развитие событий, знакомиться с новыми словами, понятиями. Это тренирует внимательность, способность к концентрации и память, расширяет словарный запас, развивает кругозор, улучшает фантазию.
Используя, виммельбух можно непринуждённо познакомить ребёнка с разнообразием животного мира, временами года, особенностями жизни в городе и деревне, правилами движения, с эмоциями человека, с деятельностью человека, многое другое.
Виммельбух можно разглядывать часами – замечая всё новые и новые детали, фантазируя, придумывая собственные истории, происходящие с героями.
Как же читать такие книги? Включить фантазию. Дошколята в большинстве своем не умеют читать, и чтобы почитать обычную книгу с текстом, им обязательно нужен взрослый, но зато книжки-картинки, они с удовольствием «почитают» сами. Можно и не сидеть близко с ребёнком, достаточно быть рядом и задавать ему наводящие вопросы к его исследовательской деятельности, это надолго займёт ребёнка и позволит взрослым заниматься своими делами.
Вот несколько вариантов игр с виммельбухами:
• находить знакомые предметы, можно устроить соревнование "кто быстрее";
• искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
• составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
• сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы;
• закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено.
В группе у нас есть небольшая библиотека виммельбухов, это готовые книги или сделанные своими руками, разных лексических тем: «Детский сад», «Русские сказки», «Городок», «Кротик», «Весёлые прятки», «Весёлый день в зоопарке», «Времена года». Есть Виммельбухи – искалочки, на полях которых изображены предметные картинки, для поиска их на странице в сюжетной картинке.
Мы с ребятами "пошли дальше", изготовили с помощью раскрасок виммельбух. Сначала изготовили виммельбух "Найди и покажи", каждый ребёнок раскрасил свою страничку.
В процессе изготовления: из раскрасок, а также из рисунков и раскрашенных детьми картинок виммельбухи "Зоопарк" и "Цирк".
А теперь мы рассмотрим 1 страницу из книги "Времена года". (См. презентацию)
Какое время года изображено? (весна)
Как вы поняли, что это весна? (на дереве распустились цветы, пашут трактора поля, аист прилетел)
А как вы думаете какое время года изображено? Утро, день или вечер? (день)
Почему вы так решили? (много людей на улице)
Скажите, а что вы видите внизу картинки? (мусоровоз едет, дети играют в мяч, женщина с собакой гуляет, на самокате едет девочка, мальчик идет с книгой - читает)
А можно идти и читать книгу? (нет)
А почему? (можно споткнуться, упасть или на человека наткнуться)
А что происходит у дома? (женщина вытряхивает одеяла, подушку; мужчина кормит животных, другой мужчина чинит крышу, делает забор)
А чей это дом? Как вы думаете? (фермера)
А почему вы так решили? (много домашних животных)
Какие? (свиньи, коровы, куры, козы, осёл, лошади, гусь)
А видите ли вы на картинке кошек или котов? (да)
А сколько их? (2)
А что находится в правом верхнем углу картинки? (заводы)
А я вижу на картинке диких животных. А вы? (да)
Какие? (лиса, 2 зайца)
А вам бы хотелось очутиться на этой улице? (да)
В каком именно месте вы бы хотели очутиться? (а я - лететь на воздушном шаре)
Успехов вам в освоении уникальных книг виммельбух!
Источники:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2023/02/06/master-klass-dlya-pedagogov-dou-na-temu-ispolzovanie-tehnologii
https://infourok.ru/innovacionnaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-vimmelbuh-pedagogicheskaya-tehnologiya-vimmelbuh-5192916.html