Приложение МААМ

Технология продуктивного чтения — слушания как средство приобщения дошкольников к художественной литературе

ольга ходаренко
Технология продуктивного чтения — слушания как средство приобщения дошкольников к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создание условий для передачи опыта по применению технологии продуктивного чтения-слущания в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

• познакомить с возможностями использования технологии продуктивного чтения-слушания для формирования позиции активного слушателя детей дошкольного возраста

• показать практическое применение технологии продуктивного чтения-слушания

План

1. Актуальность

2. Технология продуктивного чтения – слушания. Особенности и структура.

3. Заключение

4. Список литературы

Публикация «Технология продуктивного чтения — слушания как средство приобщения дошкольников к художественной литературе» размещена в разделах

«Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное». К. Д. Ушинский

1. Актуальность

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. В наш век информатизации интерес к чтению стал падать, отношение детей к книге изменилось. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей, раскрыть его замысел, заразить эмоциональным отношением к прочитанному.

Одна из задач дошкольного образования – создать условия для формирования у детей восприятия и понимания текста. Умение понимать и воспринимать текст развивается только в условиях специально организованной читательской деятельности.

В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Соответственно у ребенка-дошкольника будет формироваться образная, грамматически правильно построенная речь.

Вот почему становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса и способностей к чтению.

2. Технология продуктивного чтения- слушания. Особенности и структура.

Работая в детском саду достаточно давно, в настоящее время, столкнулась с проблемой недостаточного проявления интереса у детей к художественной литературе, отсутствия интереса к слушанию художественных произведений. Дети затруднялись объяснить причины поступков героев, назвать знакомые им сказки и рассказы. Беседуя с родителями и детьми, выяснила, что книги детям дома читают единицы. Стала искать решение данной проблемы и открыла для себя технологию продуктивного чтения. Так что же такое технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Эта технология была разработана для школ профессором Натальей Николаевной Светловской, а Ольга Васильевна Чиндилова адаптировала её для дошкольников.

Технология предполагает три этапа работы с текстом.

Первый этап. Работа с текстом до чтения :

Цель: вызвать у ребенка желание (мотивацию) к чтению художественного произведения.

Данный этап включает в себя:

рассматривание обложки книги, иллюстраций;

сообщение названия произведения и имени автора;

ответы на вопросы детей;

прогнозирование – о ком и о чем будем читать;

Результат: включение механизма антиципации (предугадывания)

Второй этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкование, оценка).

Этап предусматривает:

чтение взрослым (медленное, художественное) с остановками для комментирования прочитанного (объяснение непонятных слов, речевых оборотов)

ведение диалога с автором (ответы на прямые и косвенные авторские вопросы)

Результат: полноценное восприятие текста

Третий этап. Работа с текстом после чтения.

Цель: обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.

Результат: углубленное восприятие и понимание текста.

Основные приемы, используемые в работе с текстом после чтения :

- вопросы к детям («Назовите главных героев рассказа», «Кто из них вам больше понравился? Почему?»);

- повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям («Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?», «Как бы вы по-другому назвали этот рассказ);

- выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста (игра «Заколдованные дети» (изобрази мимикой и жестами героя, игровая проблемная ситуация «Как бы ты поступил на месте героя», «Придумай другой конец произведения.

Давайте рассмотрим традиционную методику ознакомления с художественным произведением и технологию продуктивного чтения-слушания.

Традиционное занятие Продуктивное чтение-слушание

До чтения Взрослый готовит к восприятию текста: «Сегодня мы узнаем… Сейчас мы поговорим о творчестве писателя…» Дети прогнозируют название и содержание текста: «Предположите о чем этот текст, как он может называться (по иллюстрации, по обложке) Возникает мотивация к чтению

Во время чтения Взрослый читает текст, дети, молча, слушают Взрослый читает и вместе с детьми ведет диалог с автором: задают вопросы, прогнозируют содержание, проверяют себя по тесту.

После чтения Дети отвечают на вопросы взрослого, организуется беседа по тексту. В ходе беседы уточняют позицию автора, творческие задания обеспечивают углубленное восприятие текста.

Если в традиционной методике воспитатель сам говорит детям, о чем узнают, сам читает, дети, молча, слушают, а затем отвечают на вопросы воспитателя по тексту. Технология продуктивного чтения напротив, дает детям возможность прогнозировать название текста по обложке, иллюстрации, воспитатель вместе с детьми читает и ведет диалог с автором, прогнозируют содержание, в ходе беседы вместе уточняют позицию автора, выполняют творческие задания.

3. Пример чтения произведения с использованием метода продуктивного чтения.

А сейчас я предлагаю как пример ознакомление с произведением В. Драгунского «Друг детства»

1 этап до чтения

- Ребята, мы с вами знакомы с Виктором Драгунским, автором историй о мальчике Дениске. Сегодня я хочу познакомить вас еще с одной интересной историей, называется она «Друг детства». Как вы думаете, о чем эта история?

-Давайте рассмотрим иллюстрацию. Кто на ней изображён? (Мальчик.)

-Художник изобразил мальчика в перчатках, а рассказ называется «Друг детства»? Интересно почему? Сделайте предположения.

- А хотите, проверим, правильно ли вы предположили, о чем этот рассказ?

2 этап вовремя чтения

Читаем рассказ.

Остановка.

- Ребята, как вы думаете, что придумала мама? Для чего же понадобился мишка Дениске? Что будет дальше?

Ответ детей.

- Ребята, а у вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы думаете чем может закончиться этот рассказ? А теперь давайте послушаем, как закончил рассказ автор.

3 этап обсуждение прочитанного

Вы ожидали, что у рассказа будет такой конец?

Ответы детей.

- Ребята, вам понравилась история? Кем Дениска в детстве мечтал стать? Почему Дениска отказался от своей мечты?

- Как закончился рассказ? (ответы детей). (Мальчик решил, что он не будет боксёром).

- Почему он так решил?

- Как вы думаете правильный поступок совершил мальчик?

- Каким человеком оказался мальчик? (Добрым, отзывчивым, никого не предаст).

Нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные.

4. Заключение

Практика проведенных мною занятий с использованием технологии продуктивного чтения показала эффективность применения данной технологии с детьми дошкольного возраста. Дети стали уже не пассивными слушателями, а слушателями, активно ведущими диалог. Они стали объяснять причины поступков героев, называть героев, анализировать, рассуждать, понимать смысл текста, извлекать определенную информацию из части текста. Используемая технология позволила мне успешн о интегрировать знания из различных образовательных областей.

Таким образом, могу сказать, что технология продуктивного чтения является инновационной продуктивной технологией, направленной на формирование позиции активного слушателя детей дошкольного возраста, воспитывает интерес и любовь к чтению, развивает литературную речь, что соответствует одной из задач Основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска.

1. Список литературы

1. Образовательные технологии : сборник материалов. – М. :Баласс, 2012.

2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс].

3. О. В. Чиндилова «Технология чтения-слушания на занятиях с дошкольниками». М. : Баласс, 2011г.

4. О. В. Чиндилова, А. В. Баденова «Пособие по введению в художественную литературу для дошкольников». М. : Баласс, 2011г.

5. О. В. Чиндилова, Чтение художественной литературы как вид деятельности старших дошкольников. [Текст] / О. В. Чиндилова // Начальная школа : плюс до и после. – 2010. – № 5.

Публикации по теме:

Буккросинг — средство приобщения дошкольников к чтениюБуккросинг — средство приобщения дошкольников к чтению Буккросинг в детском саду! В нашем саду идет реализация проекта «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению», целью которого.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы «Приобщение дошкольников к художественной литературе» Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы Черепановой Ольги Петровны на 2022г. – 2023 г. Тема: «Приобщение дошкольников к художественной.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология продуктивного чтения — слушания как средство приобщения дошкольников к художественной литературе
Опубликовано: 9 ноября 2024 в 12:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология продуктивного чтения — слушания как средство приобщения дошкольников к художественной литературе» (включая файлы) размещена пользователем ольга ходаренко (УИ 555634) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД