ольга ходаренко
Технология продуктивного чтения — слушания как средство приобщения дошкольников к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для передачи опыта по применению технологии продуктивного чтения-слущания в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• познакомить с возможностями использования технологии продуктивного чтения-слушания для формирования позиции активного слушателя детей дошкольного возраста
• показать практическое применение технологии продуктивного чтения-слушания
План
1. Актуальность
2. Технология продуктивного чтения – слушания. Особенности и структура.
3. Заключение
4. Список литературы
Публикация «Технология продуктивного чтения — слушания как средство приобщения дошкольников к художественной литературе» размещена в разделах
«Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное». К. Д. Ушинский
1. Актуальность
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. В наш век информатизации интерес к чтению стал падать, отношение детей к книге изменилось. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей, раскрыть его замысел, заразить эмоциональным отношением к прочитанному.
Одна из задач дошкольного образования – создать условия для формирования у детей восприятия и понимания текста. Умение понимать и воспринимать текст развивается только в условиях специально организованной читательской деятельности.
В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Соответственно у ребенка-дошкольника будет формироваться образная, грамматически правильно построенная речь.
Вот почему становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса и способностей к чтению.
2. Технология продуктивного чтения- слушания. Особенности и структура.
Работая в детском саду достаточно давно, в настоящее время, столкнулась с проблемой недостаточного проявления интереса у детей к художественной литературе, отсутствия интереса к слушанию художественных произведений. Дети затруднялись объяснить причины поступков героев, назвать знакомые им сказки и рассказы. Беседуя с родителями и детьми, выяснила, что книги детям дома читают единицы. Стала искать решение данной проблемы и открыла для себя технологию продуктивного чтения. Так что же такое технология продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Эта технология была разработана для школ профессором Натальей Николаевной Светловской, а Ольга Васильевна Чиндилова адаптировала её для дошкольников.
Технология предполагает три этапа работы с текстом.
Первый этап. Работа с текстом до чтения :
Цель: вызвать у ребенка желание (мотивацию) к чтению художественного произведения.
Данный этап включает в себя:
рассматривание обложки книги, иллюстраций;
сообщение названия произведения и имени автора;
ответы на вопросы детей;
прогнозирование – о ком и о чем будем читать;
Результат: включение механизма антиципации (предугадывания)
Второй этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкование, оценка).
Этап предусматривает:
чтение взрослым (медленное, художественное) с остановками для комментирования прочитанного (объяснение непонятных слов, речевых оборотов)
ведение диалога с автором (ответы на прямые и косвенные авторские вопросы)
Результат: полноценное восприятие текста
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.
Результат: углубленное восприятие и понимание текста.
Основные приемы, используемые в работе с текстом после чтения :
- вопросы к детям («Назовите главных героев рассказа», «Кто из них вам больше понравился? Почему?»);
- повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям («Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?», «Как бы вы по-другому назвали этот рассказ);
- выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста (игра «Заколдованные дети» (изобрази мимикой и жестами героя, игровая проблемная ситуация «Как бы ты поступил на месте героя», «Придумай другой конец произведения.
Давайте рассмотрим традиционную методику ознакомления с художественным произведением и технологию продуктивного чтения-слушания.
Традиционное занятие Продуктивное чтение-слушание
До чтения Взрослый готовит к восприятию текста: «Сегодня мы узнаем… Сейчас мы поговорим о творчестве писателя…» Дети прогнозируют название и содержание текста: «Предположите о чем этот текст, как он может называться (по иллюстрации, по обложке) Возникает мотивация к чтению
Во время чтения Взрослый читает текст, дети, молча, слушают Взрослый читает и вместе с детьми ведет диалог с автором: задают вопросы, прогнозируют содержание, проверяют себя по тесту.
После чтения Дети отвечают на вопросы взрослого, организуется беседа по тексту. В ходе беседы уточняют позицию автора, творческие задания обеспечивают углубленное восприятие текста.
Если в традиционной методике воспитатель сам говорит детям, о чем узнают, сам читает, дети, молча, слушают, а затем отвечают на вопросы воспитателя по тексту. Технология продуктивного чтения напротив, дает детям возможность прогнозировать название текста по обложке, иллюстрации, воспитатель вместе с детьми читает и ведет диалог с автором, прогнозируют содержание, в ходе беседы вместе уточняют позицию автора, выполняют творческие задания.
3. Пример чтения произведения с использованием метода продуктивного чтения.
А сейчас я предлагаю как пример ознакомление с произведением В. Драгунского «Друг детства»
1 этап до чтения
- Ребята, мы с вами знакомы с Виктором Драгунским, автором историй о мальчике Дениске. Сегодня я хочу познакомить вас еще с одной интересной историей, называется она «Друг детства». Как вы думаете, о чем эта история?
-Давайте рассмотрим иллюстрацию. Кто на ней изображён? (Мальчик.)
-Художник изобразил мальчика в перчатках, а рассказ называется «Друг детства»? Интересно почему? Сделайте предположения.
- А хотите, проверим, правильно ли вы предположили, о чем этот рассказ?
2 этап вовремя чтения
Читаем рассказ.
Остановка.
- Ребята, как вы думаете, что придумала мама? Для чего же понадобился мишка Дениске? Что будет дальше?
Ответ детей.
- Ребята, а у вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы думаете чем может закончиться этот рассказ? А теперь давайте послушаем, как закончил рассказ автор.
3 этап обсуждение прочитанного
Вы ожидали, что у рассказа будет такой конец?
Ответы детей.
- Ребята, вам понравилась история? Кем Дениска в детстве мечтал стать? Почему Дениска отказался от своей мечты?
- Как закончился рассказ? (ответы детей). (Мальчик решил, что он не будет боксёром).
- Почему он так решил?
- Как вы думаете правильный поступок совершил мальчик?
- Каким человеком оказался мальчик? (Добрым, отзывчивым, никого не предаст).
Нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные.
4. Заключение
Практика проведенных мною занятий с использованием технологии продуктивного чтения показала эффективность применения данной технологии с детьми дошкольного возраста. Дети стали уже не пассивными слушателями, а слушателями, активно ведущими диалог. Они стали объяснять причины поступков героев, называть героев, анализировать, рассуждать, понимать смысл текста, извлекать определенную информацию из части текста. Используемая технология позволила мне успешн о интегрировать знания из различных образовательных областей.
Таким образом, могу сказать, что технология продуктивного чтения является инновационной продуктивной технологией, направленной на формирование позиции активного слушателя детей дошкольного возраста, воспитывает интерес и любовь к чтению, развивает литературную речь, что соответствует одной из задач Основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска.
1. Список литературы
1. Образовательные технологии : сборник материалов. – М. :Баласс, 2012.
2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс].
3. О. В. Чиндилова «Технология чтения-слушания на занятиях с дошкольниками». М. : Баласс, 2011г.
4. О. В. Чиндилова, А. В. Баденова «Пособие по введению в художественную литературу для дошкольников». М. : Баласс, 2011г.
5. О. В. Чиндилова, Чтение художественной литературы как вид деятельности старших дошкольников. [Текст] / О. В. Чиндилова // Начальная школа : плюс до и после. – 2010. – № 5.