Полина Строгонова
Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«ТЕХНОЛОГИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности очень важна для детей дошкольного возраста, так как она способствует познанию мира.
Публикация «Технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Основными принципами ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Особое внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
Воспитателю в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать проблемные ситуации, провоцирующие познавательную активность увоспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.
Познавательно - исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам.
Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, я выбрала технологию познавательно - исследовательской деятельности.
Познавательно - исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождённый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе природной тяге детей к экспериментированию.
Для познавательно - исследовательской деятельности я выбрала доступный и интересный детям старшего дошкольного возраста тип исследования – опыты (экспериментирование) – освоение причинно - следственных связей и отношений.
Используемая мной технология включает конспекты занятий по познавательно - исследовательской деятельности, картотеку опытов во время режимных моментов.
Для чего же нужна исследовательская деятельность в детском саду? Ответ очевиден: постепенно сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции - способность к исследовательскому и когнитивному типам мышления, необходимые для будущих школьников.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности :
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
-ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности :
• Опыты (экспериментирование);
• Состояние и превращение вещества;
• Движение воздуха, воды;
• Свойства почвы и минералов;
• Условия жизни растений.
А так же многое другое, ведь через проблемные ситуации, решение которых происходит исследовательским путем, позволяет ребенку приобрести новый ещё не известный ему опыт.
Например с помощью чего можно изменить цвет воды? Имеет ли вода форну, вкус? Как изменяется ее температура при охлаждении и нагревании?
В дошкольном возрасте дети становятся исследователями и экспериментаторами, поэтому можно сказать, что каждый педагог обязан использовать в ДОУ технологии познавательно - исследовательской деятельности.