Ирина Лесникова
Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ - технологии»
Цель: Ознакомление педагогов с умением задавать различные типы вопросов, для дальнейшего использования в совместной работе с детьми (ТРИЗ - технология)
Теоретическая часть
Публикация «Тренинг для воспитателей „Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
С помощью технологии ТРИЗ дети учатся грамотно задавать вопросы. Формулировка вопросов – обязательное направление осознанной познавательной деятельности. Вопросы обогащают речь ребенка. Грамотно и умело поставленный вопрос позволяет получить всю необходимую информацию о человеке, явлении или объекте.
Формирование у маленького ребенка умения задавать разные типы вопросов можно начинать с 2,5 лет (ясли).
Для работы над вопросами необходимо изготовить дидактическое пособие «Ромашка вопросов» (драгоценных камней в сундучке, воздушных шариков, солнышко и т. д.)
У меня в группе в виде солнышка, а по мере ознакомления с вопросами добавляем схемы вопросов в виде лучиков.
Схема очередного типа вопроса появляется в процессе его освоения детьми.
Далее необходимо изготовить схему составления вопроса – вопросную карточку «Задаем вопросы» :
Она обязательно должна состоять из 3 карманов - слов и содержать вопросное слово,
объект,
имя признака.
Вопросы моим детям приносит сказочный персонаж - дядюшка Вопрос. У меня он в образе гномика.
Различают 7 типов вопросов.
Схема очередного типа вопроса появляется в процессе его освоения детьми. В нашем детском саду они в такой форме:
Восполняющий с 2,5 лет - Какой? Какие? Когда? Сколько?
С помощью этих вопросов можно узнать о свойствах объекта (цвет, форма, величина и т. д.).
С 2 до3 лет детей в течение месяца знакомят с вопросной карточкой, знакомят с карточкой вопросного слова, именем признака заполняют ее. И только потом переходят к чтению вопросов. Технологическая карта освоения способов постановки вопросов содержит 7 этапов. Дети осваивают 1-3 этап вплоть до чтения получившегося вопроса.
Например: «Какой мяч по размеру?»
«Когда появилась туча на небе?», «Какие бывают тучи по влажности?»
(Воспитатель на примере Мороженое, слоник разбирает на вопросной карточке как можно составить с детьми вопросы) Какое мороженое по температуре? «Какой слоник по цвету?», «Слоник, какой ты по цвету?», «По цвету, какой слоник?»
Описательный с 3 до 4 лет - Что? Где? Как? Кто?
Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию.
Например: «Что собака делает»? ««Что у машины (стульчика) за части?» Воспитатель при этом меняет местами вопросное слово, объект, имя признака.
С 3 до 4 лет (2 млд. гр) дети осваивают по технологическим картам с 1 по 5 этап. Дети самостоятельно выкладывают карточки, меняют местами вопрос, объект, имя признака.
С 4 лет (конец 2 млд. гр. Март - по технологическим картам Т. А. Сидорчук) вводится почемучкин (каузальный) - «Почему? Отчего?»
и оценочный вопрос.
«Почемучкины» вопросы свидетельствуют о появлении и развитии познавательного интереса у детей. Оценочный тип вопроса ведет к развитию основ диалектического мышления. Например: «Почему туча темного цвета?» Например: «Что хорошего (плохого) что туча светлая?
Дети осваивают технологические карты с 1 по 5 этапы. Вплоть до чтения вопросов по – разному : меняя местами вопросное слово, имя признака, объект. А в самостоятельной деятельности выкладывают вопросную карточку и читают получившийся вопрос.
Например: «Почему у коровы такой вес?», «Почему у оленя такой размер?» «Что хорошего, что щетка с таким рельефом?» или «Что плохого, что щетка с таким рельефом?», «Что хорошего, (что плохого) в форме цветка?»
С 4 до 5 лет (ср гр) вводится воображаемый вопрос
Что было бы если? Что случилось бы?
Воображаемый тип вопроса не только побуждает детей к фантазированию, но и учит формулировать элементарные гипотезы. г. Например: «Что было бы, если не было бы, туч?»
Например: «Что было бы, если у кошки не было цвета?» или «Что может случиться с кошкиным цветом?» - выбираем лучший вопрос. «Что будет, если у дома будет меняться влажность?».
И уточняющий
Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что? Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. «Верно ли, что туча состоит из воды?»
Например: «Верно ли, что у дома такие части?» или «Должны ли у дома быть такие части?» или «Правда ли, что у дома такие части?», «Правда ли, что птица всегда сидит на ветке?». По технологическим картам осваивают его дети до 5 этапа.
В старшем возрасте вводится субъективный тип вопроса.
Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю?
Эти вопросы спрашивают собеседника об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. Субъективный тип вопроса ведет к самостоятельности мышления и критическому отношению к своим знаниям. Целесообразно при работе с данным типом вопросов на место «схема признаков» ставить не только имена признаков с универсального пособия, но и свойства характера или поступки литературных героев.
Например: «Что я думаю про поведение Колобка?» или «Что я думаю про настроение Жени из сказки «Цветик – Семицветик?»
Например: Что вы думаете о надвигающейся туче?
«Что я знаю про места в лесу?», «Лес, что я знаю про твои места?», «Лес, что я могу подумать про твое место?», «Что я знаю про следы времени этого медвежонка?».
Практическая часть
(игры для воспитателей и детей)
1. Работа по карточкам «Задаем вопросы»
Какое мороженое по температуре? «Какой слоник по цвету?», «Слоник, какой ты по цвету?», «По цвету, какой слоник?»
«Что собака делает»? ««Что у машины (стульчика) за части?»
«Почему у коровы такой вес?», «Почему у оленя такой размер?»
«Что хорошего, что щетка с таким рельефом?» или «Что плохого, что щетка с таким рельефом?», «Что хорошего, что плохого в форме цветка?»
«Что было бы, если у кошки не было цвета?» или «Что может случиться с кошкиным цветом?», «Что будет, если у дома будет меняться влажность?».
«Верно ли, что у дома такие части?» или «Должны ли у дома быть такие части?» или «Правда ли, что у дома такие части?», «Правда ли, что птица всегда сидит на ветке?».
«Что я знаю про места в лесу?», «Лес, что я знаю про твои места?», «Лес, что я могу подумать про твое место?». «Что я знаю про следы времени этого медвежонка?».
2. «Лото вопросов» - формировать умения задавать различные типы вопросов.
3. «Интервью к сказочному герою»
Возьмите на себя роль героя из знакомого литературного произведения или мультфильма. Предложите ребенку доставать из коробочки «Подарков дядюшки Вопроса» схемы вопросных слов и поочередно задавать вопросы к вашему образу.
Например: вы превратились в Снегурочку из русской народной сказки «Снегурочка». Ребенок достал схему оценочного вопроса и спрашивает : «Что хорошего и что плохого в том, что ты, Снегурочка, пошла с девочками в лес?».
Рекомендуем Вам отвечать с точки зрения жизненного опыта, выходя за рамки литературного произведения. Такой подход формирует у ребенка самостоятельность в оценке поступков литературных героев.
Приводим пример интервью ребенка шести с половиной лет к взрослому, который взял на себя роль Колобка:
- восполняющий : «Колобок, какая у тебя главная черта характера?»
Ответ: «Я беззаботный и не думаю о последствиях своих поступков».
- описательный: «Колобок, что ты успел понять?».
Ответ: «Я понял, что нельзя только хвастаться и выполнять
просьбы не подумав, но было уже поздно».
- каузальный: «Почему ты ушел от Бабушки и Дедушки?».
Ответ: «Я хотел побегать и спеть песенку».
- оценочный: «Что хорошего, что плохого в том, что ты съедобный?».
Ответ: «Хорошо, потому, что это мой главный признак, я для этого создан, но плохо, потому, что у меня короткая жизнь».
- воображаемый: «Что было бы, если ты не спрыгнул из окна и остался дома?».
Ответ: «Была бы другая история про меня».
- уточняющий: «Правда ли, что ты был любознательным?»
Ответ: «Нет, я не интересовался ни чем, и ни у кого ничего не спрашивал. Поэтому я не любознательный».
- субъективный: «Колобок, что ты думаешь о себе?».
Ответ: «Я думаю, что мне не хватило опыта разобраться в хитрости Лисы».
По мере того, как ребенок научился брать интервью у сказочного героя, он может сам превратиться в кого-нибудь из знакомого мультфильма или сказки. В этом случае взрослый формулирует вопросы к ребенку.
4. «Играем в корреспондентов».
Предложить вашему ребенку задать 3-5 вопросов на любую тему к вам, к другим членам семьи, к любимым игрушкам и просто объектам или процессам. В этом случае ребенок берет на себя роль корреспондента. Например: • интервью к папе о его профессии; • интервью к бабушке на кулинарную тему; • интервью к сестре на тему ее школьных дел; • интервью к сломанной игрушечной машине; • интервью к радуге после дождя и т. д. Для того, чтобы ребенку было интересно брать интервью, можно использовать игрушечный микрофон, схемы для записи ответов, реальную аудио и видео съемку. В рабочей тетради сделать схемы интервью.
5. «Карусель вопросов» Дети идут по кругу со словами: : Мы по кругу идем и вопросы задаем. Воспитатель показывает вопросную карточку, а дети задают вопросы.
Вот такой тренинг прошел в нашем детском саду. Спасибо за внимание.