Елена Халявкина
Мастер-класс «Освоение способов формулировки вопросов воображаемого, уточняющего и субъективного типа»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Освоение способов формулировки вопросов воображаемого, уточняющего и субъективного типа» воспитатель Халявкина Е. В.
Любознательным может считаться тот, который хочет и может формулировать вопросы. Задав вопрос, после этого только можно искать по нему ответ различными способами.
В первую очередь, детей необходимо учить формулировать вопросы, стимулировать поисковую активность и при этом постепенно формировать способы получения информации.
Публикация «Мастер-класс „Освоение способов формулировки вопросов воображаемого, уточняющего и субъективного типа“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Примечание. В процессе формулировок вопросов могут получиться смешные, абсурдные или парадоксальные предложения. Целесообразно с детьми посмеяться, поиграть словами и не отвечать на такие вопросы.
Технологическая карта освоения способов постановки вопросов воображаемого типа.
(с 4, 5 лет)
1. Предложить детям посмотреть на карточку: «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса, «что было бы, если» или «что случилось бы, если» на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросные слова.
2. Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами. Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.
Например:
вопросное слово «что было бы если?»;
картинка с изображением кошки;
схема признака – «цвет».
3. Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.
Например: «Что было бы, если у кошки не было цвета?» или «Что может случиться с кошкиным цветом?»
4. В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.
5. Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы
по- разному.
Например:
- «что было бы, если у кошки был другой цвет?»;
- «кошка, что было бы, если бы ты меняла цвет?»;
- «кошка, что может случиться с твоим цветом?».
Выбирать наиболее удачные вопросы.
6. По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов оценочного типа.
7. При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.
Примечание.
Воображаемый тип вопроса не только побуждает детей к фантазированию, но и учит формулировать элементарные гипотезы.
Технологическая карта освоения способов постановки вопросов
уточняющего типа.
(с 5 лет)
1. Предложить детям посмотреть на карточку: «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса, «верно ли» или «должен ли» «правда ли что» на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросные слова.
2. Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами. Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.
Например:
- вопросное слово «верно ли?»;
- картинка с изображением дома;
- схема признака – «часть».
3. Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.
Например: «Верно ли, что у дома такие части?» или «Должны ли у дома быть такие части?» или «Правда ли, что у дома такие части?»
4. В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.
5. Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы
по- разному.
Например:
- «верно ли, что у дома много частей?»;
- «дом, должны ли быть у тебя такие части?»;
- «дом, правда ли, что у тебя такие части?».
Выбирать наиболее удачные вопросы.
6. По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов уточняющего типа.
7. При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.
Примечание.
Уточняющий тип вопроса требует расширения знаний по изучаемому объекту. Целесообразно, что бы дети сами искали ответы на эти вопросы.
Технологическая карта освоения способов постановки вопросов субъективного типа.
(с 5, 5 лет)
1. Предложить детям посмотреть на карточку: «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса, «что я думаю об этом» или «что я знаю про это» на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросные слова.
2. Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами. Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.
Например:
вопросное слово «что я знаю про это?»;
картинка с изображением леса;
схема признака – «место».
3. Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.
Например:
«Что я знаю про лесные места?» или «Что я думаю про лесное место?»
4. В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки: вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.
5. Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы
по- разному.
Например:
«что я знаю про места в лесу?»;
«лес, что я знаю про твои места?»;
«лес, что я могу подумать про твое место?».
Выбирать наиболее удачные вопросы.
6. По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов субъективного типа.
7. При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.
Примечание.
Субъективный тип вопроса ведет к самостоятельности мышления и критическому отношению к своим знаниям. Целесообразно при работе с данным типом вопросов на место «схема признаков» ставить не только имена признаков с универсального пособия, но и свойства характера или поступки литературных героев.
Например: «Что я думаю про поведение Колобка?» или «Что я думаю, про настроение Жени из сказки «Цветик – Cемицветик»?»
Игра «Что было бы, если убрать часть?»
(со средней группы)
Цель: учить формулировать вопросы по воображаемому типу, стимулировать поисковую активность; учить «разбирать» любой объект на составляющие части; закреплять знание признака «части».
Ход: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части. Затем составляется вопрос с выбранным объектом.
Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.
Например, -Что было бы, если у велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого?
- Что случилось бы, если у велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого?