Приложение МААМ

Модель карты готовности к школе: опыт специалиста

Мария Сергеевна Русакова
Модель карты готовности к школе: опыт специалиста
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время существует множество методик оценки готовности ребенка школе. И тем не менее, каждый специалист, работающий с детьми, всегда ищет тот диагностический материал, который в наибольшей степени будет соответствовать именно его уникальному профессиональному стилю. А значит, любая новая форма диагностики всегда будет интересна широкому кругу специалистов как источник информации и вдохновения.

Публикация «Модель карты готовности к школе: опыт специалиста» размещена в разделах

В дошкольном отделении «Березки» ГБОУ «Школа №827» разработана собственная карта готовности к школе. Главными преимуществами нашей модели диагностики выступают:

– оценка не только психологических, но и метапредметных навыков дошкольника;

– сочетание индивидуальной и фронтальной форм обследования;

– повышенная наглядность полученных результатов: формат карты позволяет с первого взгляда получить представление об уровне развития ребенка, что очень важно при консультировании родителей и воспитателей.

Данная диагностическая модель также отличается повышенной гибкостью при использовании. Порядок предъявления заданий может быть любым, но желательно, чтобы задания на внимание и память предъявлялись в начале обследования. Непосредственное содержание (собственно наглядный материал) может быть различным и определяется имеющимися методическими возможностями каждого дошкольного учреждения.

Целью данной статьи является лишь общее описание совокупности параметров, используемых в процессе диагностики. Ниже представим описание требований, предъявляемых к каждому параметру карты, а также основные акценты, которые важно сделать во время консультирования родителей и педагогов по результатам готовности ребенка к школе.

Оценивание каждого параметра производится в системе «низкий – средний – высокий» уровень. Высокий уровень предполагает, что выполнен весь блок заданий, допускаются незначительные погрешности. Средний уровень выставляется при частичном выполнении заданий. Низкий – при неспособности выполнить более 2/3 объема блока заданий. Ряд параметров отличается некоторой спецификой оценки, по поводу чего прилагаются дополнительные комментарии.

1. Произвольное воображение

Ребенку предъявляется 1-2 фигуры Торренса или их аналоги. Высокий уровень выполнения задания предполагает, что ребенок может придумать 4 и более способа трансформации заданной фигуры. Низкий уровень выставляется при невыполнении задания или одном варианте ответа.

Основной акцент при консультировании родителей и педагогов по этому параметру – отличие непроизвольного воображения, часто хорошо развитого у дошкольников, от произвольного, которое определяется умением целенаправленно представлять себе некие образы. При обучении в начальной школе такая визуализация используется часто и заменяет собой наглядную опору. Например, можно мысленно представить себе, как выглядит слово «корова» и написать его верно.

2. Внимание

Детям предлагается выполнить задания следующего вида

1) найти верную тень объекта, например белочки (на выбор предлагается 4-5 вариантов, верный один)

2) найти два одинаковых объекта из 5-6 (образец в задании отсутствует): например, среди 5 домиков есть два полностью одинаковых.

Материал черно-белый, цветные изображения исключаются. Это моделирует навык анализа черно-белого текста. Данные задания предполагают анализ большого объема информации. Проявляется соотношение вкладов произвольного и непроизвольного внимания: становится возможным установить, имеет ли какая-либо из этих форм компенсаторную функцию. Помимо этого, диагностируются стилевые особенности ребенка: импульсивность, тщательность, холистическая или элементная стратегия восприятия.

3. Слуховая память

Специалист два раза подряд читает ребенку 10 коротких слов. Ребенок воспроизводит все, что запомнил.

Данный критерий опирается на эффект неожиданности. Именно поэтому необязательно выстраивать кривую запоминания. В школе ребенок должен быть готов усвоить содержание материала максимально быстро. И именно первый замер лучше всего отражает способность детей мобилизоваться и сориентироваться при анализе новой информации. Высокий уровень ставится при воспроизведении 8 слов и выше, низкий – до 4 слов включительно. Важно помнить, что у многих людей слуховая память развита чуть хуже зрительной, поэтому часто хороший средний уровень этого параметра является достаточным. Ключевой акцент при консультировании – отличие произвольного запоминания от непроизвольного, а также наличие посторонних слов среди воспроизведенных (домысливание).

4. Зрительная память

За 30 секунд ребенок должен запомнить 10 цветных картинок, на которых изображено по одному объекту. Высокий уровень ставится при воспроизведении 8 изображений и выше, низкий – до 4 изображений включительно. Ключевой акцент при консультировании – отличие произвольного запоминания от непроизвольного.

5. Мелкая моторика

Параметр не требует временных затрат при проведении обследования. Данные основываются на анализе письменных работ из других пунктов. Преимущество такой оценки – в естественности результатов. Становится очевидным, насколько высок именно удобный ребенку уровень выполнения заданий: очевидно, что именно на этом уровне он в итоге и будет выполнять задания в школе, как бы вначале урока он ни начинал стараться.

6. Зрительно-моторная координация (фронтальное предъявление)

Ребенку предлагается продолжить последовательность фигур. Материал представлен в приложении 1. Для высокого уровня необходимо точное отображение всех пропорций и углов. Параметр вносит вклад в степень легкости письма.

7. Пространственная ориентация

1) Танграм

2) Графический диктант с обязательным самостоятельным продолжением элемента (фронтальное предъявление). Задание включает три любых графических узора, состоящих, однако, только из горизонтальных и вертикальных линий. Средний уровень для данного возраста выставляется только при наличии способности хотя бы частично воспроизвести элемент. В ходе консультирования необходимо разграничить способность к отображению узора под диктовку и умение воспроизвести его самостоятельно, при помощи лишь зрительного анализа.

3) Общая ориентация на листе. Перед ребенком раскрывается книжный разворот, заполненный построчно расположенными изображениями. Ребенку предлагается «правильно», «как в школе» начать их рассматривать. Оценивается верность выбора страницы (левая или правая, а также умение двигаться строго построчно, в том числе и правильность перехода на следующую строку.

8. Мышление

1) Понятийное мышление. Ребенку предлагается несколько черно-белых заданий «4-й лишний». Специалист в беседе уточняет, насколько устойчивы границы понятий, которые использует ребенок при ответе.

2) Визуальные аналогии. Ребенок выполняет несколько черно-белых заданий «Аналогии» с вариантами ответа. Специалист ведет с ребенком диалог о том, можно ли выбрать иной (корректный и некорректный) ответ. Уровень параметра выставляется на основе аргументированности выбора. Если выбор верного ответа интуитивен и неустойчив (ребенок готов заменить ответ на неверный, то такое решение не засчитывается как корректное, так как противоречит самой сути данного параметра.

3) Вербальные аналогии. Ребенок выполняет несколько словесных заданий «Аналогии» с вариантами ответа. Специалист ведет с ребенком диалог о том, можно ли выбрать иной (корректный и некорректный) ответ. Уровень параметра выставляется на основе аргументированности выбора.

4) Установление невербальных закономерностей. Материал представлен в приложении. При подаче материала специалист предлагает угадать правило, по которому необходимо изобразить четвертый рисунок. Высокий уровень ставится при полностью верном ответе, средний – при наличии хотя бы двух верных элементов в ответах.

5) Перепутанные картинки. Ребенку предлагается история из 4 цветных перепутанных картинок. Карточки либо напечатаны, либо закреплены в виде квадрата на листе. Перемещать их не разрешается. Ребенок сам указывает на порядок картинок. Параллельно с этим или по окончании этого процесса он составляет историю. Материал подбирается с учетом наличия минимум двух персонажей, художественного (а не бытового) сюжета и полноценного фона изображения.

9. Актуализация знаний

Ребенку предлагается назвать как можно больше предметов из некой группы. Например, птицы, профессии, инструменты, бытовая техника. Главное правило выбора обобщающего понятия – жизненная доступность материала. Ключевой акцент при консультировании – отличие пассивного знания от целенаправленного воспроизведения материала. Последнее умение в значительной степени определяет отдачу от образовательного процесса.

10. Математические представления

Ребенку предоставляется 12 фишек и предлагается наглядно выложить решение следующей задачи. «Было 9 птичек, 3 улетели. Сколько птиц осталось». Несмотря на важность владения счетом, главный критерий оценки – умение наглядно развернуть последовательность логико-математических действий.

11. Речь

Ребенок должен закончить предложения. Например:

1) Таня не успела помыть посуду, потому что…

2) Витя очень удивился, когда…

3) Зимой нельзя кататься на велосипеде, зато…

Оценивается полнота предложения и логичность высказывания. Также в этот пункт входят результаты составления рассказа по серии перепутанных картинок из блока «Мышление».

12. Уровень притязаний

Перед ребенком лежит три одинаковых карточки изображением вниз. Сообщается, что на них снизу написаны легкое, среднее или сложное задание. Ребенку предлагается выбрать карточку с тем уровнем сложности, который он бы хотел выполнить. Главный акцент при консультировании – соотношение этого выбора и общих способностей ребенка, полученных на основе диагностики.

Каждый из вышеописанных параметров снабжен графой «Примечание», в которую при необходимости может быть внесена дополнительная важная информация об ответах ребенка.

Помимо совокупности всех этих параметров оценки, диагностическая карта содержит и графу «Особенности поведения». Предполагается, что в ней отражаются как особенности поведения ребенка во время обследования, так и результаты наблюдения за ним в группе. Особое значение эти сведения имеют в случае нарушения поведения при сохранном или даже высоком интеллектуальном развитии. В этом случае общий уровень готовности снижается.

Вывод о готовности ребенка к школе осуществляется на основе общего профиля распределения параметров карты по трем уровням. При неготовности к школе профиль выраженно сдвинут влево. При условной степени готовности профиль напоминает дерево с ветвями, расположенными с обеих сторон. В этом же случае наглядно проявляются случаи негармоничного развития. При высокой степени готовности профиль максимально сдвинут вправо. Такая наглядная модель результатов ребенка позволяет более убедительно донести до родителей информацию об уровне его развития.

Публикации по теме:

Некоторые подходы к формированию мотивационной готовности к обучению в школе Аннотация Актуальность темы определяется тем, что процесс формирования мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к.

Конспект родительского собрания «Компоненты психологической готовности к школе» Родительское собрание на тему: «КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ» Составитель: педагог-психолог Захарова Екатерина.

Конспект занятия «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе» Конспект занятия по формированию готовности детей к школе. Тема: «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе». Цель:.

Консультация для родителей «Подготовка к школьному обучению. Виды готовности к школе» Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний год перед школой. Готовность ребенка определяется его - физическим развитием.

Консультация для родителей «Показатели готовности к школе» Показатели готовности ребенка к школе. Готовность ребенка предшкольного возраста к учению прежде всего определяет его мотивационная готовность,.

Консультация для родителей «Скоро в школу. Компоненты готовности к школе» ". психологическая готовность к школе - это как снежный ком. Все о ней слышали, а что это такое, толком никто не представляет. Вот с.

Подходы к консультированию родителей по проблеме готовности ребенка к обучению в школе Для того чтобы осознанно продвигаться в каком-либо виде деятельности, нужно предварительно определить свою цель, а затем спланировать эту.

Речевое развитие ребёнка — основной критерий его готовности к школе Речевое развитие ребёнка, как основной критерий готовности его к обучению в школе. Осталось совсем немного до того счастливого момента,.

Родителям о готовности ребенка к школе Родителям о факторах, влияющих на успешность обучения в школе. Уважаемые родители! Многие из вас стремятся к тому, чтобы при поступлении.

Родительское собрание «Подготовка детей к школе. Критерии готовности ребенка к школе» Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе. - Добрый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель карты готовности к школе: опыт специалиста
Опубликовано: 16 марта 2018 в 14:28
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модель карты готовности к школе: опыт специалиста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Сергеевна Русакова (УИ 188537) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД