денисова ольга
Консультация «Технологические карты освоения способов постановки вопросов»
▼ Скачать + Заказать документы
Текст к мастер классу
Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие учащиеся считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Я бы хотела представить вашему вниманию мастер-класс по использованию такой образовательных технологий, как ТРИЗ Технологии ТРИЗ является очень актуальной на сегодняшний день. Современное общество предъявляет все новые и новые требования к системе образования (дошкольного). Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок.
Публикация «Консультация „Технологические карты освоения способов постановки вопросов“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
СЛАЙД 6 Но я бы хотела остановиться подробнее на»освоение вопросов»
Любознательным может считаться тот, который хочет и может формулировать вопросы. Задав вопрос, после этого только можно искать по нему ответ различными способами.
В первую очередь, детей необходимо учить формулировать вопросы, стимулировать поисковую активность и при этом постепенно формировать способы получения информации. Основы информационной компетентности лежать в данной стратегии работы с дошкольниками.
Цель: способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.
Наглядность: на универсальном пособии обозначены схемы семи типов вопросов (восполняющий, описательный, каузальный, оценочный, воображаемый, уточняющий, субъективный).
. Схема очередного типа вопроса появляется в процессе его освоения детьми.
Дидактическое пособие для индивидуальной и подгрупповой работы
Сделать карточку «Задаем вопросы» на картоне (высота 5-7см, ширина 20-25см) по схеме:
Место для значка вопросного слова
Место для картинки с изображением любого объекта
Значок (схема) любого признака
?
Примечание. В процессе формулировок вопросов могут получиться смешные, абсурдные или парадоксальные предложения. Целесообразно с детьми посмеяться, поиграть словами и не отвечать на такие вопросы.
Технологическая карта освоения способов постановки вопросов восполняющего типа
(с 2,5 лет)
1. Предложить детям посмотреть на карточку : «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса, «какой, какие» на место для значка вопросного слова, проговорить вопросные слова.
2. Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами. Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.
Например:
- вопросное слово «какой?»;
- картинка с изображением мороженого;
- схема признака – температура.
3. Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.
Например: какое мороженое по температуре?
4. В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки : вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.
5. Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы
по- разному, например:
какое мороженое по температуре?
мороженое, по температуре ты какое?
по температуре какое мороженое?
Выбирать наиболее удачные вопросы.
6. По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов восполняющего типа.
7. При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.
Технологическая карта освоения способов постановки вопросов описательного типа.
(с 3-х лет)
1. Предложить детям посмотреть на карточку : «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса, «что», «где», «как» или «кто» на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросные слова
2. Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами. Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.
Например:
- вопросное слово «что?»
- картинка с изображением собаки
- схема признака – «действие».
3. Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.
Например: «Что собака делает»?
4. В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки : вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.
5. Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы
по- разному, например:
- Что собака делает?
- Собака, что ты делаешь?
- Делает что собака?
- Делает собака что?
Выбирать наиболее удачные вопросы.
6. По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов воспроизводящего типа.
7. При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.
Технологическая карта освоения способов постановки вопросов каузального («почемучкиного») типа.
(с 4-х лет)
1. Предложить детям посмотреть на карточку : «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса, «почему», «отчего» или «зачем» на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросные слова.
2. Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами. Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.
Например:
- вопросное слово «почему?»;
- картинка с изображением коровы;
- схема признака – «вес».
3. Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос. Например: «Почему у коровы такой вес?» или «Отчего у коровы такой вес?» или «Зачем корове такой вес?»
4. В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки : вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.
5. Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы
по- разному.
Например:
- «почему у коровы такой вес?»;
- «корова, почему у тебя такой вес?»;
- «корова, такой вес у тебя почему?».
Выбирать наиболее удачные вопросы.
6. По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов каузального (почемучкиного) типа.
7. При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.
Примечание.
«Почемучкины» вопросы свидетельствуют о появлении и развитии познавательного интереса у детей.
Технологическая карта освоения способов постановки
вопросов оценочного типа (с 4-х лет).
1. Предложить детям посмотреть на карточку : «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса, «что хорошего» или «что плохого» на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросные слова.
2. Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами. Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака. Например:
вопросное слово «что хорошего?»;
картинка с изображением щетки;
схема признака – «рельеф».
3. Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.
Например: «Что хорошего, что щетка с таким рельефом?» или «Что плохого, что щетка с таким рельефом?»
4. В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки : вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.
5. Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы
по- разному.
Например:
- «что хорошего (что плохого) что у щетки такой рельеф?»;
- «щетка, что хорошего (что плохого) что у тебя такой рельеф?»;
- «щетка, у тебя рельеф хороший (плохой?».
Выбирать наиболее удачные вопросы.
6. По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов оценочного типа.
7. При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.
Примечание.
Оценочный тип вопроса ведет к развитию основ диалектического мышления.
Технологическая карта освоения способов постановки вопросов воображаемого типа.
(с 4,5 лет)
1. Предложить детям посмотреть на карточку : «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса, «что было бы, если» или «что случилось бы, если» на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросные слова.
2. Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами. Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.
Например:
вопросное слово «что было бы если?»;
картинка с изображением кошки;
схема признака – «цвет».
3. Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.
Например: «Что было бы, если у кошки не было цвета?» или «Что может случиться с кошкиным цветом?»
4. В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки : вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.
5. Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы
по- разному.
Например:
- «что было бы, если у кошки был другой цвет?»;
- «кошка, что было бы, если бы ты меняла цвет?»;
- «кошка, что может случиться с твоим цветом?».
Выбирать наиболее удачные вопросы.
6. По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов оценочного типа.
7. При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.
Примечание.
Воображаемый тип вопроса не только побуждает детей к фантазированию, но и учит формулировать элементарные гипотезы.
Технологическая карта освоения способов постановки вопросов
уточняющего типа.
(с 5 лет)
1. Предложить детям посмотреть на карточку : «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса, «верно ли» или «должен ли» «правда ли что» на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросные слова.
2. Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами. Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.
Например:
- вопросное слово «верно ли?»;
- картинка с изображением дома;
- схема признака – «часть».
3. Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.
Например: «Верно ли, что у дома такие части?» или «Должны ли у дома быть такие части?» или «Правда ли, что у дома такие части?»
4. В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки : вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.
5. Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы
по- разному.
Например:
- «верно ли, что у дома много частей?»;
- «дом, должны ли быть у тебя такие части?»;
- «дом, правда ли, что у тебя такие части?».
Выбирать наиболее удачные вопросы.
6. По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов уточняющего типа.
7. При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.
Примечание.
Уточняющий тип вопроса требует расширения знаний по изучаемому объекту. Целесообразно, что бы дети сами искали ответы на эти вопросы.
Технологическая карта освоения способов постановки вопросов субъективного типа.
(с 5,5 лет)
1. Предложить детям посмотреть на карточку : «Задаем вопросы». На глазах у детей поставить значок вопроса, «что я думаю об этом» или «что я знаю про это» на место для значка вопросного слова. Проговорить вопросные слова.
2. Выбрать любую картинку объекта и поставить на место для картинок с объектами. Выбрать схему признака поставить на место, для значка признака.
Например:
вопросное слово «что я знаю про это?»;
картинка с изображением леса;
схема признака – «место».
3. Вместе с детьми «прочитать» получившийся вопрос.
Например:
«Что я знаю про лесные места?» или «Что я думаю про лесное место?»
4. В свободное время тренировать детей самостоятельно выкладывать карточки : вопрос, объект, признак и «читать» получившееся предложение.
5. Побуждать детей менять местами карточки и «читать» вопросы
по- разному.
Например:
«что я знаю про места в лесу?»;
«лес, что я знаю про твои места?»;
«лес, что я могу подумать про твое место?».
Выбирать наиболее удачные вопросы.
6. По мере освоения имен признаков вводить значки признаков на карточку формулировки вопросов субъективного типа.
7. При организации исследовательской деятельности побуждать детей самостоятельно задавать данный тип вопроса к изучаемому объекту.
Примечание.
Субъективный тип вопроса ведет к самостоятельности мышления и критическому отношению к своим знаниям. Целесообразно при работе с данным типом вопросов на место «схема признаков» ставить не только имена признаков с универсального пособия, но и свойства характера или поступки литературных героев.
Например: «Что я думаю про поведение Колобка?» или «Что я думаю, про настроение Жени из сказки «Цветик – Cемицветик»?»