Наталья Головина
Мастер-класс по освоению детьми способов формулировки вопросов «Вопросы задаём — мир познаём!»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации детей, что на наш взгляд невозможно без умения детей задавать вопросы.
Сегодня мы хотели бы продемонстрировать, как можно научить детей формулировать вопросы. В своей работе мы основываемся на классификации вопросов по 7 типам. Для каждого типа вопросов мы придумали значки :
1. Восполняющий (Какой? Какие)
2. Описательный (Кто? Что? Как? Где? и т. д.)
3. Каузальный/Почемучкин (Почему? Зачем? Отчего)
Публикация «Мастер-класс по освоению детьми способов формулировки вопросов „Вопросы задаём — мир познаём!“» размещена в разделах
4. Оценочный (Что хорошего? Что плохого)
5. Воображаемый (Что было бы, если? Что случилось бы, если)
6. Уточняющий/Указательный (Верно ли, что? Правда ли, что? Должен ли)
7. Субъективный (Что я знаю про это? Что я думаю об этом)
Для формирования умения у детей задавать различные типы вопросов к объектам или процессам мы используем различные игры.
С детьми младшего возраста мы используем игру «Я дарю тебе вопрос».
Для этой игры мы берем планшеты с четырьмя ячейками. В первую ячейку ребенок кладет картинку со значком вопроса. Во вторую- изображение объекта, а в третью- значок имени признака. Все картинки ребенок выбирает по желанию, либо путем случайного выбора (кубики, стрелочка, рыбалка и т. д.). Затем формулирует вопрос. Мы начинаем обучение детей с восполняющего вопроса, который спрашивает: «Какой? Какие? Какая?»
Давайте попробуем составить восполняющие вопросы.
«Какое платье по материалу?" или
«Какой мяч по весу?»
Усложнением данной игры является перестановка картинок в ячейках и формулировка новых вопросов. Давайте попробуем поменять картинки местами и «прочитать» получившийся вопрос.
«По весу какой мяч?»
«Платье, из какого ты материала?»
Далее мы добавляем новые типы вопросов. К концу старшей группы дети овладевают всеми типами вопросов и играют в разные игры.
Давайте поиграем в игру «Сказочный семицветик». Для этой игры нам нужно выбрать сказочного героя, которому мы будем задавать вопросы.
Участники игры берут по одному лепестку с изображением вопроса и формулируют вопрос герою.
Например: «Баба-Яга, верно ли, что ты летаешь в ступе?»
Еще одна игра, которую мы хотели бы показать называется «Задай вопрос другу». В ней объект, тип вопроса и имя признака выбирается с помощью кругов Луллия.
Например: выбираем объект рукотворного мира (карандаш, тип вопроса-почемучкин, имя признака- «рельеф». Вопрос : «карандаш, почему ты острый?»
Иногда вопросы получаются «корявыми» или совсем не формулируются, тогда мы обыгрываем эту ситуацию, вместе смеемся.
Мастер-класс подготовили и провели с педагогами Юго-Западного образовательного округа Самарской области Головина Наталья Витальевна, методист ГБОУ СОШ № 10 г. о. Чапаевск Самарской области СП «детский сад «Василек» и Штанько Юлия Андреевна, воспитатель ГБОУ СОШ № 10 г. о. Чапаевск Самарской области СП «детский сад «Василек».