Екатерина Прокопий
Консультация для родителей «Как не бояться детских вопросов»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители, а в особенности те, кто впервые получил этот статус, нетерпеливо ждут достижений своего малыша. Скорее бы начал держать голову, быстрее бы стал переворачиваться, сел, пополз, пошел… Ребенку исполняется год – все желаемое достигнуто! А что теперь? Скорее бы заговорил!
Слоги, слова, фразы, предложения и…. нам уже 3! Поздравляем! Вы погружаетесь, да-да, именно погружаетесь, как в глубины моря-океана, в интереснейший возраст познания и открытий. Конечно же, познание и открытия были спутниками ребенка с момента рождения, но теперь все иначе.
Публикация «Консультация для родителей „Как не бояться детских вопросов“» размещена в разделах
Попробовать песок на вкус, дернуть собаку за ухо, с этим отлично получалось справиться и без посторонней помощи. Мама в этом увлекательном процессе была однозначно лишней. А вот теперь участие близких снова приобретает огромную роль.
Все чаще можно услышать от ребенка «что это?», «зачем?», «почему сахар сладкий?», «почему молоко белое?» и т. п.
И вот мы подошли к главному для нас вопросу, «Как же не бояться детских вопросов?» А что же может нас напугать? Попробуем определить некоторые моменты, которые могут поставить родителей в затруднительную ситуацию.
Нехватка знаний по данному вопросу. Что не позволяет дать ответ здесь и сейчас.
Важно: 1. Откровенно признаться ребенку в этом, отметив тот факт, что вопрос интересный и вам бы тоже хотелось знать на него ответ.
2. Попросить у ребенка время, для поиска ответа или совместно изучить необходимую информацию.
Что мы продемонстрируем ребенку этой ситуацией? Нет ничего стыдного, «плохого и страшного» в том, если мы чего-то не знаем. Мы поддерживаем желание ребенка к познанию мира. Мы демонстрируем способы получения необходимой для нас информации.
Вопрос задан в неподходящее для нас время.
Представим, что мы с ребенком куда-то очень спешим. И вот, одеваясь почти на бегу, мы слышим очередной не однозначный вопрос. Первое, что хочется выпалить в этой ситуации - «Не сейчас!» Но мы теперь так не скажем. Мы дадим понять ребенку, что услышали его вопрос, что он обязательно получит на него ответ, но чуть позже.
Важно: Действительно запомнить или зафиксировать вопрос. Ответив на него позже, мы продемонстрируем ребенку нашу заинтересованность и значимость его для нас.
«Неудобные вопросы» (заданные не в то время и не в том месте).
Неудобные для кого? Для нас, взрослых, конечно же!
Этот маленький человечек видит мир вокруг широко открытыми глазами. Он удивляется, интересуется, спрашивает. Почему тетя такая толстая? Это дядя или тетя? А это у него волосы или шапка? И т. п.
Важно: Как бы заданный вопрос не заставил нас покраснеть и пуститься в бегство, никогда не отчитывайте и не упрекайте за него ребенка. Всегда можно найти тактичный ответ на месте, а в более удобной обстановке вернуться к нему еще раз с рассуждениями о том, что, где, когда и почему можно обсуждать, а что не стоит.
Серьезные взрослые вопросы.
В замечательной книге Николаевой Е. «111 баек для детских психологов» приводится отличный анекдот:
«Ехали звери в автобусе. Вдруг Заяц закричал: «Звери, кто украл у
меня кошелек?» Звери стали перешептываться, но никто не признался.
Тогда Заяц вновь говорит: «Звери, отдайте кошелек, а то будет, как в
прошлый раз». Удивились звери, забеспокоились. Заяц опять требует:
«Звери, отдайте кошелек, а то будет, как в прошлый раз». Тут Волк, встает, подходит к Зайцу, отдает кошелек и спрашивает: «Заяц, а что было в прошлый раз?» - Что было, - отвечает Заяц ворчливо, - украли и не вернули. Вот то и было».
Часто родителей пугают некоторые детские вопросы, которые, как им кажется, относятся к серьезным взрослым проблемам. «Например, ребенок 3 лет спрашивает: «Мама, откуда я взялся?» Мама в ужасе бросается искать книжки «про это», путанно объясняет ребенку то, что он вовсе не намеревался узнать, так как еще не располагает сведениями в данной области. Ребенок отмахивается от нее объяснений и говорит: «А Петя сказал, что он родился в доме, который стоит напротив нашего. А я где?» (Николаева Е. «111 баек для детских психологов»)
Прежде чем отвечать, на казалось бы «взрослый» вопрос, стоит уточнить, где ребенок про это слышал, или почему его это заинтересовало. Тогда и ответ будет найти намного проще.
В заключение хочется сказать, не бойтесь детских вопросов, поощряйте их! Ведь именно через поиск ответов ребенок развивается и открывает для себя этот мир. А мы, взрослые можем стать интересными спутниками нашим детям.