Наталья Сейбель
Консультация для воспитателей «Последовательность освоения речевых навыков дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудности речевого развития ребёнка очень часто возникают по причине элементарной педагогической безграмотности родителей, детсадовских воспитателей или школьных учителей. Опыт показывает, что эти трудности возникают из-за простого нарушения последовательности освоения речевых навыков. О каких- то навыках просто забывают, опуская их. Какие- то из них пытаются осваивать раньше времени.
Публикация «Консультация для воспитателей „Последовательность освоения речевых навыков дошкольниками“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Все речевые навыки делятся на две группы – содержательные и технические. Каждому содержательному навыку предшествует технический, пропустить или обойти который никак нельзя. Эта последовательность не всегда и не всем очевидна, поэтому её необходимо чётко определить и видеть.
Разберём каждую группу навыков отдельно.
Начнём с содержательных навыков, а потом перейдём к техническим.
Последовательность формирования содержательных речевых навыков ребёнка.
Эта последовательность навыков обусловлена степенью сложности. Вначале осваиваются более простые речевые навыки, а затем из них «вырастают» более сложные.
1. Самый первый и самый простой возникающий у ребёнка речевой навык- это умение понимать звучащую речь. Когда у родителей годовалого ребё нка спрашивают: «Сколько слов знает ваш ребёнок?» Чаще всего они называют ориентировочное число слов, которые малыш может воспроизвести. Но ведь очевидно, что если у малыша труднопроизносимое имя, то он на него откликается, даже не умея его произнести. (Пример про «принеси ведёрко») Понимать звучащее слово – это более простой речевой навык, чем умение его произносить. А освоение более простого навыка предшествует освоению более сложного. Понимать звучащее слово- это значит уметь связывать образ предмета (ведёрко) или образ действия (принеси) со звучащим из уст взрослого словом.
Связь «образ предмета/ действия + звучащее слово» образует первый и самый простой речевой навык ребёнка.
2. Второй речевой навык состоит в отработанном умении связно воспроизводить звучащий текст. Этот навык более сложен, чем первый, и называется он – говорение. Количество понимаемых ребёнком слов многократно превышает количество слов, которые он умеет произносить. Понимание звучащего слова значительно опережает говорение и это не требует доказательств.
3. Третий речевой навык – навык чтения текста, изображённого печатными буквами.
Умение читать - это умение понимать графический текст (печатный или рукописный)
Это значит уметь связывать образ предмета/действия не только со звучащим из уст взрослого словом, но сего графически изображенным печатным образом. Тройная связь «образ предмета/действия + звучащее слово + печатное слово» образует третий речевой навык ребёнка – чтение печатных слов.
4. Четвёртый речевой навык – это связное воспроизведение печатного текста.
Обретение этого навыка никак не может опережать чтение печатного текста.
Писать печатными буквами, воспроизводить (печатать) на клавиатуре текст, который ребёнок не понимает (не читает, бессмысленно. Но совершенно очевидно, что это требует дополнительных моторных навыков, соединённых с навыком чтения как понимания печатного текста.
А это уже достаточно сложный синтетический навык, и поэтому в ряду речевых навыков он стоит лишь четвёртым.
Русский язык обладает двумя видами графического представления - в виде печатной графики и в виде рукописной графики связанной с каллиграфией. А это требует освоения двух дополнительных речевых умений – умения читать рукописные тексты и умения каллиграфично воспроизводить рукописный текст.
5. Совершенно очевидно, что, прежде чем учить ребёнка осваивать прописи и каллиграфично писать, необходимо его научить читать рукописные тексты.
Традиционная методика начального обучения просто опускает целый этап речевого развития ребёнка. Пускай этот этап не самый громоздкий, но он должен быть. (но его нет)
Понимать рукописное слово – это значит уметь связывать образ предмета/действия не только со звучащим из уст взрослого словом и его графически изображенным печатным образом, но и с рукописным каллиграфическим словом.
Четверная связь «образ предмета/действия + звучащее слово + печатное слово + рукописное слово» образует пятый речевой навык ребёнка – чтение рукописных текстов.
6. На основе умения читать рукописные тексты формируется шестой навык – каллиграфическое письмо, как способность графически воспроизводить рукописные тексты.
7. На базе этих шести этапов происходит формирование седьмого навыка – грамотного письма.
Пренебрежение каким-либо этапом приводит к дефектам речевого развития ребёнка.
Последовательность формирования технических (моторных) речевых навыков ребёнка.
1. Первому содержательному речевому навыку – пониманию звучащего текста – предшествует техническое умение слышать и отличать речь от неречевых звуков. (формируется на раннем этапе развития ребёнка)
2. Говорению, как второму этапу содержательному речевому навыку предшествует техническое умение при помощи артикуляционного аппарата извлекать звуки и слова.
3. Чтению печатного текста, как третьему содержательному речевому навыку предшествует техническое умение узнавать печатные буквы и знаки.
4. Четвёртому содержательному речевому навыку воспроизводить связный печатный текст (писать печатными буквами) предшествует умение воспроизводить сами печатные буквы и знаки (цифры, синтаксические знаки)
5. Чтению рукописного текста, как пятому содержательному речевому навыку предшествует техническое умение узнавать рукописные буквы и знаки.
6. Умению воспроизводить связный рукописный текст, как шестому содержательному речевому навыку предшествует техническое умение воспроизводить рукописные буквы и знаки.
7. Отработка навыка грамотного письма (а не просто письма) никаких дополнительных технических навыков не требует.