Альбина Васильева
Технологии и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и ком-плексными нарушениями развития, расстройством аутистического спектра. Конечно, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. [1, C. 25-27]
Публикация «Технологии и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Чтобы заинтересовать детей, сделать процесс обучения осознан-ным, а внимание детей на занятии устойчивым, необходимо применять новые технологии в обучении :
ИКТ. Дети, которым сложно запомнить важную информацию, которым сложно удержать внимание – нужна наглядность. В наше время наглядность может быть не только на бумаге, но на экране. На большом экране с помощью интерактивной доски можно объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродук-ций, аудио и видео аппаратуры.
Обучающие программы по логопедии, видеоуроки, игры – все это с помощью моноблока и интерактивной доски, занятия проходят с максимальной наглядностью и заинтересованностью детей.
Например, познание мира с помощью программы Наураша. Это помощник педагогов и друг детей, увлечённый желанием познавать мир.
Помимо наглядности так же присутствуют звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра.
В наше время компьютер – новое мощное средство для интеллек-туального развития детей, необходимо помнить, что его использова-ние в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях тре-бует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Информационные технологии значительно расширяют воз-можности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей до-школьного возраста. [2, C. 18-19]
Помимо ИКТ я так же применяю здоровьесберегающие и игровые технологии. Игровая деятельность — ведущая в дошкольном возрасте.
Применяю в работе с детьми ОВЗ физические (двигательные, ин-теллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологиче-ские. Использую интерактивные игры такие как «Запоминайка», игры – презентации, развивающие игры на развитие мышления, логики и памяти.
Дидактические игры:
- Логические блоки Дьеныша. Дети знакомятся с формой, цветом, размером, развивают пространственное воображение, выполняют ло-гические операции;
- Квадрат Воскобовича. Развитие пространственного воображе-ния, моторики, счетных операций.
Привлекают детей игры с песком, водой и крупами. Такие игры развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление. Так же зрительно-моторную координацию, тонкие движе-ния пальцев рук, тактильные ощущения.
Игры здоровьесберегающей направленности: «Чистюли», «Я и мое здоровье», «Моя безопасность». Все игры проходят под наблюде-нием воспитателя. Не все дети могут справляться с элементарными действиями в игре, поэтому помощь из вне необходима. Такие игры помогают воспитывать самостоятельность, любознательность, ответ-ственность за себя.
В своей работе использую психогимнастику, которая направлена на снятие эмоционального напряжения. С помощью мимики, движений дети учатся выражать свои эмоции. Психогимнастика помогает ребён-ку преодолеть проблемы в общении, лучше понять окружающих и са-мого себя, а также развивать артикуляционную моторику. [3, C. 5]
Применяю упражнения Су-Джок. Это развивает тактильную чув-ствительность, мелкую моторику, влияет на развитие речи, та же спо-собствует общему укреплению организма. Такую терапию совмещаем с пальчиковой гимнастикой и самомассажем.
Подводя итоги, можно сказать следующее: применение инфор-мационных коммуникационных технологий в процессе занятий, по-вышает интерес детей, имеющие ОВЗ. При планировании образова-тельной деятельности с детьми с ОВЗ нами, как воспитателями ставят-ся такие задачи, как: обеспечение охраны и укрепления здоровья ре-бенка; коррекция негативных тенденций развития; стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой); профилактика вторичных отклоне-ний в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Литература
1. Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. - М. «Мысль». 2. Виноградова Л. П. Использование информа-ционных технологий. - 368 с.
2. Кутузова И. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современ-ном педагогическом пространстве // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. – 25 с.
3. Шуклина В. А. К новой парадигме образования XXI века: от обра-зования к самообразованию // Образование и общество. - 2004. - № 3. – 36 с.