Нестеренко Наталия
«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников».
Театрализованная деятельность является одним из компонентов художественно-речевой деятельности, средством развития образной, литературной речи. Дети знакомятся с окружающим миром, учатся правильному звукопроизношению,выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Благодаря театрализованным занятиям у детей развиваются коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, эстетические чувства.
Публикация «„Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников“,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста, мы использовали их в своей работе. Задачи, которые ставились, состояли в том, чтобы создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить ее взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Разрабатывая методические рекомендации по развитию речи у детей с помощью театрализованной деятельности, в своей работе мы придерживались следующих принципов:
1) Принцип активности ребёнка. Театрализованная деятельность как раз та среда, через которую ребёнок учится применять творческое решение. Это дает возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартность мыслить, быть более уверенным в своих силах и возможностях.
2) Деятельностный принцип. Театрализованная деятельность детей содержит элементы самых разных видов творчества: словесное, двигательное, музыкальное. А также является важнейшим стимулом к расширению кругозора детей, приобретению знаний. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития, а творческая активность наилучшим образом формируется в театрализованной деятельности.
3) Принцип последовательности. Театрализованная деятельность представлена с постепенным усложнением, от более простого - к более сложному.
4) Принцип индивидуального подхода и учета уровня развития ребёнка. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
5) Принцип отбора лингвистического материала. Нами использовался удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания и слова.
Наша работа началась с подготовительного этапа. Вначале проводились игры, активизирующие слуховое ощущения и слуховое внимание ребёнка. Параллельно детей знакомили с интонационными средствами языка. Также были подобраны различные виды театрализованной деятельности (игры-имитации образов животных, литературных персонажей; ролевые диалоги; игры-драматизации). Происходило накопление детьми эмоционально-чувственного опыта, развитие интереса и эмоционально-положительного отношения к театрализованной деятельности, в связи, с чем проводились: игры-превращения, упражнения на развитие выразительной мимики; упражнения на развитие детской пластики; упражнения по формированию выразительных исполнений. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека. Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей.
На втором, основном, этапе, мы проводили театрализованные занятия; заучивание диалогов по ролям и инсценированние их, которые способствовали развитию интонации, темпа, речевого дыхания, четкой дикции.
На основе сказок дети учились изменять тембр голоса в зависимости от исполняемой ими роли. Благодаря театрализованным занятиям у детей развивались коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, эстетические чувства. Занятия постепенно усложняли, от более простых – к более сложным. Кукольный театр так же, может быть прекрасным инструментом в развитии речи, воспитании ораторских способностей. В действиях кукол дети могут увидеть свое отражение. Ребенок смотрит на себя как бы со стороны, а что может быть более наглядным и действенным в воспитании. Важно также и то, что театральная кукла является своеобразной ширмой для ребенка, у которого много проблем (трудность в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т. д.). Ребенок как бы прячется за куклу и таким образом чувствует себя более защищенным. Для многих детей кукольные герои становятся настоящими помощниками: помогают снять психическое напряжение, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому.
Заключительный этап был направлен на совершенствование сформированных умений в процессе подготовки к инсценировки, подготовил детей к самостоятельному воспроизведению сюжета.
Игра-драматизация для детей первоначально имеет свои особенности. Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, учиться преодолевать речевые трудности и справляться с застенчивостью. В группе в первую очередь создали определенные условия для развития театральных способностей детей : театрализованную зону, перспективный план, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол.
Так же проводилась работа с родителями: беседы: «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации: «Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители», родительские собрания «Мир дошкольного театра», конкурс «Лучшая кукла для театра», «Лучшая театральная маска». Родители проявляли живой интерес к театрализованной деятельности, оказывали помощь в изготовлении костюмов, кукол для театра, выполняли роли в совместных с ребятами постановках спектаклей.
Используемая литература:
1. Григоренко Н. Ю., Астахова Л. Б. Технологии формирования произносительных навыков у детей 2-6 лет с нарушениями строения и функций органов артикуляции. - Практическое пособие для специалистов и родителей-М. : ПАРАДИГМА, 2016.-252 с.
2. Игры и упражнения для развития речи на I этапе коррекционного обучения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов. /Авт. -сост. : Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 192 с.
3. Калиниченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников : методическое пособие /А. В. Калиниченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 112 с.
4. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М. : Просвещение, 2002. - 191 с.
5. Кряжева Н. Л., Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - М. : Ярославль: Академия развития, 2002. - 208 с.
6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М. : ТЦ Сфера, 2009. - 232 с.
7. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
8. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. Театрализованные игры в детском саду. - М. : М. : Школьная пресса, 2003. - 136 с.
9. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа «Театр-творчество-дети» : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М. : АРКТИ, 2010. - 266 с.
10. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду - Мозаика - Синтез, 2008. - 65 с.