Кольцовская Ирина, к.п.н.
Музыкально-театрализованная деятельность как средство и условие развития вокальной импровизации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Большой вклад в разработку теории игры внесли исследования известных психологов (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) и педагогов (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий). Различные аспекты игровой деятельности отражены в трудах А. В. Антюхиной, Ш. А. Амонашвили, М. Г. Яновской; К. В. Тарасовой, Т. В. Надолинской и др.
Темочки:
- Вокал, пение. Конспекты занятий
- Вокал. Обучение детей пению
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыкальное развитие
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Для достижения наибольшего эффекта в решении задач художественного развития дошкольников осуществляются попытки объединения разных видов художественной деятельности (В. В. Домогацких, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Л. М. Машковцева, и др.). Различные аспекты театральной деятельности детей являются предметом целого ряда научных исследований (В. И. Ашиков, В. М. Букатов, Т. Н. Доронова, А. П. Ершова, Л. В. Макаренко, Н. Ф. Сорокина и др.). Проблема развития ребенка через театральную деятельность в области музыкального образования нашла отражение в работах Л. Л. Пилипенко, И. Б. Нестеровой, О. Н. Соколовой-Набойченко и др.
Общепризнанно, что дошкольники обладают способностью понимать внутренний мир персонажей, их характер (Л. П. Бочкарева, А. И. Берлычева, Л. Г. Стрелкова). По мнению большинства авторов, детское творчество в театрально-игровой деятельности включает собственные сочинения детей, исполнение своего или авторского замысла. Результатом в музыкально-театрализованной деятельности выступает музыкально-сценическое творчество, которое рассматривается Б. Л. Яворским через призму – ребенок-творец в позициях: «слушатель», «исполнитель», «сочинитель». Во взаимосвязи данных позиций ребенка определяется механизм развития вокально-импровизационного сценического творчества. Т. Г. Казакова считает, что умение ребенка инсценировать создает новый продукт – выразительный образ персонажа, который способен импровизировать.
Таким образом, детский музыкальный спектакль, имеющий игровую основу, позволяет детям раскрыть свою способность к вокальной импровизации. В. Силивон считает, что данной музыкально-театрализованной деятельности присущ ряд особенностей: «динамизм, повышенная эмоциональность, наличие образов, рожденных фантазией, из элементов реальности и воплощение их в жизни».
Особая роль в детском музыкальном спектакле отводится музыкальному сопровождению, без которого действие будет менее зрелищным и эмоциональным. О. П. Радынова утверждает, что музыкальное сопровождение выполняет две функции: фоновую (помогающую раскрыть образы в игре, создающую настроение того или иного эпизода) и основную (содействующую усвоению выразительных движений, определению темпа, ритма, тембра голоса персонажей, подобранный репертуар должен быть направлен на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества.
Развитие способности к вокальной импровизации старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности рассматривается как процесс целенаправленного и организованного овладения личностью целостными, устойчивыми качествами личности (эмоциональность, творческая активность, музыкальность, самостоятельность, исполнительские способности, значимые для осуществления вокально-импровизационной деятельности. В результате происходят позитивные изменения в когнитивно-музыкальной (полнота ЗУН, эмоционально-образной (эмоциональный отклик, положительная мотивация) и вокально-импровизационной (музыкально-театрализованная деятельность) сферах.
В процессе музыкально-театрализованной деятельности (освоения детского музыкального спектакля) особое внимание уделяется самостоятельности ребенка (действие, совершаемое собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи). Изучение проблемы самостоятельности велось в различных аспектах. Исследовались сущность самостоятельности, ее природа (П. И. Пидкасистый, А. Г. Хрипкова и др., структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю. Н. Дмитриева, Г. Н. Година, Т. Г. Гуськова и др., этапы, условия и методы развития самостоятельности (З. В. Елисеева, Н. С. Кривова, А. А. Люблинская и др.). Т. И. Шамова выделяет три уровня познавательной самостоятельности: репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский, которые могут быть использованы в музыкально-театрализованной деятельности ДОО. И. Л. Дзержинская выделяет три вида самостоятельных действий детей: «заранее запланированные педагогом, возникающие по инициативе детей и действия, имеющие характер самостоятельной импровизации в процессе творческих заданий». Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что самостоятельность ребенка, тесно связанная с независимостью, креативностью, инициативностью, творческой активностью и самоконтролем, необходима для реализации процесса вокально-импровизационной деятельности.
Однако очень часто вокальная импровизация возникает у дошкольников и вне игровых ситуаций, под влиянием различных переживаний. Эти проявления Н. А. Ветлугина расценивает как форму выражения эмоций детей и называет условно «музицированием». Необходимым условием возникновения «музицирования» («свободного фантазирования» Д. Л. Коллиер) является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках, развлечениях. Данное высказывание находит свое продолжение в трудах Э. П. Костиной: «лишь в условиях творческой музыкально-образовательной среды ДОО, которая объединяет все формы организации и самоорганизации детей, возможно творческое развитие личности ребенка в музыкальной деятельности» .
Музыкальная сторона детского спектакля очень важна, поскольку отслеживается качество вокальных («песенных» Ветлугина Н. А.) импровизаций. Н. А. Ветлугина разработала показатели импровизации, по которым можно судить о качестве детской продукции. К каждой группе показателей ею были определены критерии. Вокальная импровизация в ДОО рассматривается как средство ребенком накопления музыкального опыта и реализуется в соответствии с поставленными задачами программы Э. П. Костиной «Камертон».
Таким образом, освоение вокальной импровизации дошкольников осуществляется :
при постановке и решении задач, направленных на развитие способности к вокальной импровизации воспитанников ДОО;
- при применении музыкально-театрализованной деятельности как эффективного средства и условия развития вокальной импровизации дошкольников;
при соблюдении условий, этапов, методов ее развития;
при разработке содержания музыкально-театрализованной деятельности, в частности сюжета и музыкального репертуара спектаклей.