Мазитова Лилия Рамилевна
Опыт работы «Театрализованная деятельность в обучении детей татарскому языку»
▼ Скачать + Заказать документы
«В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты.» Именно это совершенствует речь. Потому что главной задачей современного детского сада, в соответствии с ФГОС ДО - это– воспитание… активных, эмоционально отзывчивых детей, овладевших средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Невозможно переоценить роль изучения языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и который является средством общения.
Публикация «Опыт работы „Театрализованная деятельность в обучении детей татарскому языку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Опыт работы, практика
- Республика Татарстан
- Татарский язык. Материалы для изучения татарского языка
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Главное в моей работе вызвать желание общаться на татарском языке. И в этом мне помогают игры – драматизации, которые решают такие задачи, как овладение определенным запасом лексических единиц, основами правильного звукопроизношения, интонационной выразительности речи, а так же правильного построения, диалогической и монологической речи.
Основываясь на традициях сосуществования различных народов, изучая их культуру, традиции, обычаи я стараюсь создать условия для развития толерантной личности. Принципом решения данной проблемы, я считаю следующее положение: «От культуры родного народа - к культуре соседнего, и мировой культуре».
Чтобы реализовать весь объем работы по данной теме, в кабинете татарского языка создана предметно – развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения игр – драматизации со всеми воспитанниками так и индивидуальной деятельности детей.
Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Роль предметной среды в ДОУ очень велика, т. к. ребёнок находится в ней в постоянном контакте со сверстниками.
Для поддержания интереса к играм – драматизациям предметно-развивающая среда постоянно оснащается новым материалом.
Просматривая анимационные сюжеты, дети изучают новые слова, учатся строить диалогическую речь. Чтобы дети лучше запоминали слова, я выключаю звук анимационного сюжета, и дети сами озвучивают героев сюжета. Такие игры часто смешат детей и пользуются у них неизменной любовью.
Организовывая совместную деятельность с детьми я использую такие игры- драматизации, как инсценировка произведений Г. Тукая “Кызыклы ш керт”, А. Алиша “Куян кызы”.
В своей творческой работе я так же использую инсценирование песенок из аудио дисков по УМК «Татарча с йл ш без. ” В свободной самостоятельной деятельности дети используют игры – драматизации по сказкам “Теремк й”, “Шалкан”, “Кем н рс ярата?”
Слайд9. На занятиях в детском саду использую различные виды театров : пальчиковый, театр на ладошке, театр перчаток, театр на конусах, театр кружек, театр Би-Ба-Бо.
Занятие театральной деятельностью по обучению детей татарскому языку, не только обогащают словарный запас на татарском языке, но и развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы не на долго стать героем, поверить в себя, услышать первые в жизни аплодисменты.
На занятиях я использую методику Резеды Камильевны Шаеховой - звуковые ассоциации, которые облегчают запоминание слова второго языка. Процессы ознакомления с новым словом осуществляется через процесс заучивание ролей. Поэтому сначала подбирается к татарскому слову созвучное русское, а затем придумывается художественный текст из созвучного слова и перевода. Дети на занятиях играют с игрушками, наряжаются в костюмы героев. И чем ярче переживается образ, тем лучше он сохранится в памяти.
В своей работе в период заучивания потешек и незатейливых стишков, на столе - своеобразной эстраде, разыгрываю спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Куклы производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши искренне переживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными. Надев куклу на руку, могу с ней подойти к малышам и этот Мияу или Акбай могут поговорить с детьми, немножко пошалить, приласкаться, ободрить и утешить ребенка, попросить что либо сделать. Сказки радуют детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. При этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.
Ребенок получает роль одного из её героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Чтобы дети лучше запомнили незнакомые по звучанию слова татарского языка, мне приходится читать текст за нескольких действующих лиц, учить каждого говорить так, чтобы могли по голосу различать персонажей. Дикторское прочтение слов автора требует, чтобы текст читался выразительно, внятно, достаточно громко.
Следовательно, на занятиях по татарскому языку у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чисто говорок, потешек: дети знакомятся с литературным произведением татарских писателей.
Таким образом, необходимо помнить, что знание и умение, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников, а с помощью театрализованной деятельности дети активны, любознательны и им нестрашен незнакомый чужой для общения язык.
Основным методом стимулирования творческой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности остается игра, в которой дети могут вести себя свободно.
Итогом работы по усвоению детьми татарского языка является спектакли по народным сказкам. Фрагменты постановок включаются в сценарии утренников, досугов, русских и татарских календарных праздников.
Итак, можно сказать, что творческая театрализованная деятельность детей играет огромную роль в процессе обучения их татарскому языку и способствует его лучшему усвоению.