МААМ-картинки

Фольклор в нравственно-эстетическом воспитании

Елена Лантухова
Фольклор в нравственно-эстетическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы

Природа, быт, обычаи нашли широкое отражение в музыке и устном народном творчестве русского народа. Воспитывая у детей любовь к произведениям народного творчества, я даю им возможность слушать народную музыку, сказки в записи. В детском саду есть набор с записями народной музыки и сказок в исполнении мастеров художественного слова: Н. Литвинова, Е. Турчаниновой, А. Покровского и др. Дети знакомятся со звучанием оркестра. Даю им понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял — неизвестно. Говорят — народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Публикация «Фольклор в нравственно-эстетическом воспитании» размещена в разделах

Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве. Например, П. И. Чайковский написал «Камаринскую» под впечатлением народной плясовой песни веселого, шуточного характера. Играю эту пьесу на фортепиано. Потом предлагаю послушать в оркестровом звучании (записи).

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Русские народные мелодии вызывают положительные эмоции у ребенка. Детям раннего возраста даю коротенькие байки (колыбельные, потешки, прибаутки,плясовые мелодии. Малыши правильно реагируют на веселую музыку: начинают прихлопывать, притопывать, на колыбельную музыку — затихают, покачиваются в такт музыки. Содержание народных произведений для старших дошкольников иное: в них отражен быт, труд народа, его традиции, обычаи, чаяния. В репертуаре старших дошкольников много народных песен разного характера. Всегда фиксирую внимание детей на характере песни, а иногда предлагаю его определить самим детям. Это песни напевные, задушевные («Коровушка», «Прялица», «Котенька-коток», легкие, подвижные («Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем», шуточные («Тень-тень», «Патока с имбирем», «Где был, Иванушка?») задорные, плясовые («Ах, вы, сени», «Я на горку шла»).

Многие народные песни использую в качестве распевок. Поем с детьми в разных тональностях: «Две тетери», «Андрей-воробей», «Лиса по лесу ходила», «Патока с имбирем». Песни «Кукушечка», «Гуси» поем с солистом.

Русскую народную музыку и сказки используем на праздниках, развлечениях. Через театр игрушек показали для младших ребят сказки с музыкальным сопровождением: «Курочка ряба», «Колобок», «Маша и медведь». Потешку «Кисонька-мурысенька» разыграли по ролям. Сказку «Теремок» с пением русской народной песни показали в кукольном театре. Потом на занятии с детьми старших групп разучили эту песню. Дети полюбили игру «Теремок» и с удовольствием играют в нее в свободное время. С подгруппой старших ребят приготовили музыкальные сказки «Лиса и заяц», «Аленушка и лиса» и показали в часы досуга детям всех групп.

Русскую музыку широко использую при выполнении движений на музыкальных, физкультурных занятиях.

Народному творчеству мы посвятили тематический концерт «Родные напевы».

Любимый вечер досуга детей — отгадывание загадок. В гости к ребятам приходила бабушка-загадушка, в другой раз веселый, озорной Петрушка-загадчик (кукольный театр). Сначала они предлагали загадки детям, потом дети загадывали им загадки. Народные загадки-шутки развивают у детей сообразительность, наблюдательность, находчивость. Кроме того, они развлекают детей:

Сидит Пахом

На коне верхом,

Сам неграмотный,

А читать помогает. (Очки)

Черный Ивашка -

Деревянная рубашка

Где носом поведет,

Там заметку кладет. (Карандаш)

Народные загадки часто включаю в музыкальные занятия. Например, перед разучиванием песни «Во поле береза стояла» предлагаю загадку:

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Береза)

Народные загадки о человеке, животных, птицах, явлениях природы собраны в сборнике «Тридцать три пирога».

В план развлечений включаю вечера игр, шуток, забав: дети читают сказки, небылицы, играют в скороговорки. Например, разбив детей на две подгруппы, предлагаю поиграть в скороговорку:

Первая подгруппа: Расскажите про покупки!

Вторая подгруппа: Про какие про покупки?

Первая подгруппа: Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

Игра повторяется, но подгруппы меняются ролями. Игра хорошо развивает артикуляцию, дикцию.

Ещё игра:

Первая подгруппа: Три вороны на воротах (низким голосом, на одном звуке!

Вторая подгруппа: Три сороки на воротах (высоким голосом, на одном звуке!

Дети меняются ролями. В этой игре они упражняются в различении высоты звука.

Мышление, воображение, чувство юмора развивают небылицы. Например:

По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит.

Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Милых деточек, поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят.

* * *

Как у бабушки Арины

Расплясалась вся скотина.

Заиграли утки в дудки,

Тараканы в барабаны.

Коза в синем сарафане,

Во льняных платках,

В шерстяных чулках,

Так и пляшет, ногой машет.

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять,

Серым хвостиком махать.

С удовольствием читая небылицы, дети улыбаются: они знают, что все в них «так не бывает».

В играх со старшими дошкольниками часто пользуюсь игровыми зачинами (считалками). Водящего на игру выбираю по считалке. Например:

Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот вон пойдет.

Иногда предоставляю возможность детям выбрать водящего по считалке. И дети это делают с удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр. Народные игры, в которые входят считалки, приговорки, припевки, дети любят и с желанием в них играют в свободное время. Это «Каравай», «Кошки-мышки», «Кто у нас хороший», «Теремок» и др. В народных играх, плясках, хороводах дети характеризуют какой-то персонаж (медведя — в игре «У медведя во бору», кота — в игре «Кот Васька» и т. д., изображают картинки жизни (например, в старинной игровой песне «На горе-то калина» гуляют, ломают калину, рвут ветки, вяжут их в пучки и кладут около дорожки).

Рябят старших групп учим играть народные песенки, попевки, плясовые мелодии на металлофонах, ксилофонах. Малыши любят исполнять лирические произведения — русскую народную песню «Во поле березка стояла», спокойные мелодии «Сеяли девушки яровой хмель», «Во саду ли, в огороде», «Как под горкой, под горой», задорную, напевную «Калинку». Игра на детских музыкальных инструментах звучит в игровой деятельности ребят. А с какой радостью выступают дети перед детьми других групп или на празднике перед гостями!

Трудно переоценить значение и силу нравственно-эстетического воздействия на детей выступлений взрослых с русскими народными песнями «В сыром бору тропина», «А я по лугу», «Как пошли наши подружки» и др.

Наш детский сад дружит с музыкальной школой. Учащиеся школы — желанные гости в детском саду. На один из таких концертов они принесли с собой музыкальные инструменты: баян, скрипку, домру, балалайку. Дошкольники с большим интересом слушали игру юных музыкантов. Вот программа концерта для детей старших групп:

«Во саду ли, в огороде» - в исполнении на домре.

«Светит месяц» - в исполнении на балалайке.

«Соловьем залетным» - в исполнении на скрипке под аккомпанемент фортепиано.

«Пойду ль я, выйду ль я» - в исполнении на баяне.

«Выйду ль я на реченьку» - в исполнении на фортепиано.

Программа концерта была заранее согласована с преподавателем музыкальной школы.

В заключение дошкольники спели свои любимые песни, прочитали стихи, показали хоровод «Прялица» и сценку-шутку «Уля и Филя». В ценности таких концертов сомневаться не приходится. Концертом остались довольны и учащиеся музыкальной школы, и дошкольники.

Русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые мною в работе с дошкольниками, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер,настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка или игра, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине.

Публикации по теме:

«Русский фольклор» Одной из основных задач, над которыми я работаю, является приобщение детей к духовно – нравственным идеям по средствам русского народного.

Обобщение опыта работы «Народный фольклор в эстетическом воспитании дошкольников» «Народный фольклор в эстетическом воспитании дошкольников» Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор в нравственно-эстетическом воспитании
Опубликовано: 5 февраля 2015 в 12:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор в нравственно-эстетическом воспитании» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лантухова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД