Ирена Казанцева
Музыка эпохи Барокко в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста Семинар для воспитателей
В музыкальном воспитании детей дошкольного возраста имеются две основные задачи:
1. Формирование основ музыкальной культуры.
2. Развитие задатков музыкальных способностей.
Формированию музыкальной культуры способствует музыкальная деятельность во всех ее видах. Это:
а) восприятие музыки через слушание,
Публикация «Музыка эпохи Барокко в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста Семинар для воспитателей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
б) музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах,
в) музыкально-образовательная деятельность (знания о музыке в целом, знакомство с творчеством композиторов, жанрами музыки, музыкальными стилями, ориентировка в форме, динамике, темпах и т. д. ,
г) танцевальное, песенное, музыкально-игровое творчество.
Благодаря всем видам музыкальной деятельности у детей формируется музыкально-эстетическое сознание, которое определяется:
1) Интересом к музыке вообще,
2) Музыкальной отзывчивостью,
3) Формированием музыкального вкуса.
«…любой, кто входит в контакт с ребенком, является учителем, который непрерывно описывает ему мир, вплоть до того момента, пока ребенок не будет способен воспринимать мир так, как он описан…С этого момента он становится способным делать все должные интерпретации восприятия, которые, подтверждая это описание, делают его достоверным». – писал Пьер Тейяр де Шарден. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинно прекрасному, у него еще не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому важно воспитывать детей сразу с раннего возраста на хорошей музыке. Дети с детства должны иметь на слуху лучшие образцы мировой музыкальной культуры, знакомиться с музыкой разных веков и стилей.
Конечно, ознакомлению с серьезной музыкой должна предшествовать встреча с «детской» музыкой, которая рекомендована программой музыкального воспитания в детских садах. «Детская» музыка необходима на первом этапе обучения, как наиболее доступная психике восприятия.
Ознакомление с музыкой начинается с небольших попевок, песенок, исполняемых голосом под фортепиано. Дети знакомятся с ними, слушают, эмоционально воспринимают, а также передают настроение в движении, у них появляется желание подпевать.
Уже на этом этапе начинает формироваться музыкальная культура ребенка. В младшем возрасте дети уже внимательно слушают музыку, вслушиваются в текст песни, сопереживают ему. В этот момент детей полезно познакомить с фортепианной музыкой П. И. Чайковского («Детский альбом», некоторые части из «Времен года», а также дать им послушать запись некоторых сочинений И. Стравинского. Например, «Три песенки» для сопрано и ансамбля (1. Сороченька, 2. Ворона, 3. Чичер-Ячер); или «Прибаутки» для голоса и восьми инструментов на русские народные тексты из собрания сказок А. Афанасьева (соч. 1914 г.). С большой легкостью дети воспринимают также сочиненную Стравинским в 1915 году вокальную сюиту «Кошачьи колыбельные песни» (1. Спи, кот, 2. Кот на печи, 3. Бай-бай, 4. У кота, кота).
На следующем этапе обучения детей знакомят с произведениями, исполняемыми большим количеством музыкантов. Вначале это могут быть, как наиболее доступные детскому восприятию, Детская симфония Гайдна, крайние части Маленькой ночной серенады Моцарта, Танец маленьких лебедей Чайковского и т. п. В дальнейшем можно будет перейти к балетной музыке Чайковского, дать детям послушать сюиты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».
Слушая музыку Чайковского, дети в старшей группе знакомятся с вальсом. Многие дети, услышав знакомую музыку, реагируют непроизвольными движениями. Значит, музыка нравится, она «дошла» до них. Эту особенность восприятия можно использовать в методике работы с детьми в разделе «Танцевальное творчество». Дети имеют возможность передать характер музыки в танцевальной импровизации.
Помимо музыки русских композиторов детей необходимо знакомить с произведениями композиторов-классиков зарубежных стран. Например, с сюитой си-минор И. С. Баха. Из нее следует дать прослушать Бурре, Полонез, Менуэт и Шутку. Также можно познакомить детей с Арией и Гавотом из сюиты №3 ре-мажор Баха или с Гавотом из кончерто-гроссо №10 Генделя. Так, постепенно углубляясь в века, слушая произведения композиторов, чье творчество и жизнь отдалены от нас временем, дети знакомятся со старинной музыкой, в частности, с танцами.
Ознакомление и освоение хореографии старинных танцев должно проходить в несколько этапов.
Первый этап – музыкально-образовательный.
Дети слушают новое музыкальное произведение. И первое, на что следует обратить внимание – нравится эта музыка или нет. Не все дети готовы слушать классическую музыку. Поэтому надо помочь ребенку, направить его восприятие.
Например, после прослушивания Менуэта из сюиты си-минор Баха следует дать послушать контрастную музыку из того же произведения – Шутку. После прослушивания задать вопрос: характер музыки этих двух музыкальных номеров одинаковый или разный? Определить жанр каждого из них. Рассказать детям, какие музыкальные инструменты использовал композитор. Разобрать танец: определить количество частей, сопоставить их по динамике, настроению. Потом подобрать из имеющихся детских музыкальных инструментов те, что соответствуют тембру звучания на фонограмме и попробовать подыграть на этих инструментах танец.
Делая небольшое отступление, хочется отметить, что для сопровождения детским шумовым оркестром музыка эпохи Барокко в силу своей развитой линеарной полифонии и практически не употреблявшихся в ней ударных инструментов (за исключением литавр в кантатах Баха, которые, конечно, слишком сложны для детского восприятия и не могут заинтересовать детей) подходит гораздо менее, чем музыка Средневековья и эпохи Возрождения. Разнообразие старинных духовых инструментов, уже забытых к XVIII веку и обилие ударных придают произведениям Готье де Куанси (1177-1236, Уильяма Корниша (1468-1523, Антонио де Кабессона (1510-1566) и других авторов средневековья неповторимый колорит и делают их очень удобными для аккомпанирования детским шумовым оркестром.
После прослушивания, разбора произведения и подыгрывания фонограмме следует разговор с историческим отступлением. Это рассказ о композиторе, о времени, в котором он жил, о характерных особенностях быта и жизни людей его эпохи. Здесь можно использовать знакомые детям сказочные сюжеты, например, «Золушка» или «Кот в сапогах» для объяснения традиций дворцового камерного музицирования при рассказе о Менуэте Баха из сюиты си-минор. Или – «Бременские музыканты» очень удобны для того, чтобы на их примере рассказать детям о бродячих музыкантах средневековья – жонглерах, мейстерзингерах, менестрелях и дать им послушать (а позже и станцевать) Немецкий танец Иоганна Германа Шайна (1536-1630) или другое аналогичное произведение.
Дети знакомятся с различными видами танцев, их названиями, прикладным назначением ( например: жига – матросский танец, менуэт – придворный, сарабанда – траурный, лендлер – простонародный предшественник вальса и т. д.)
Также дети знакомятся с историей костюма. Используется наглядный материал: иллюстрации из детских книжек, а также «Иллюстрированная энциклопедия моды» под редакцией Л. Кибановой – О. Гербеновой. Например, при рассказа о Гавоте из кончерто-гроссо №10 Генделя можно дать описание костюма конца XVII века:
Высокие, сложные прически, украшенные лентами, драгоценными камнями, поддерживаемые проволокой для опоры, у женщин. У мужчин – напудренные парики, шляпы с перьями. В одежде много кружева. Ткани – парча и шелк – признак богатства (когда речь идет о придворных танцах). Платья – пышные.
Можно также провести комплексное занятие, где будут совмещены ИЗО и слушание музыки. Комплексное занятие имеет свободный характер. Дети рисуют по желанию, слушая при этом музыку. И, возможно, кто-то захочет запечатлеть на рисунке танцоров в старинных одеждах. На таких занятиях беседа о музыке не проводится. Лишь иногда, по ходу звучания музыки, педагог может краткими замечаниями привлечь внимание детей к смене ее характера. Важно, чтобы каждый ребенок имел возможность прислушаться к музыке индивидуально, не отвлекаясь на других детей. При такой свободной форме восприятия музыки ребенок может лишь эпизодически активно ее слушать, «включаясь», когда его привлекает наиболее понравившаяся ему мелодия или ритм.
Вторым этапом в освоении хореографии старинных танцев является непосредственно танцевальное творчество – свободный танец на основе классической музыки.
Итак, дети познакомились с творчеством композиторов-классиков (отечественных и зарубежных, получили информацию о барочной танцевальной музыке. Они уже знают названия танцев: Менуэт, Жига, Бурре, Полонез, Лендлер, Гавот. Дети чувствуют характер музыки, есть желание передать его в танцевальных движениях.
На первых порах движения детей могут быть скованы, не разнообразны. Здесь надо дать детям возможность пофантазировать и представить: как можно двигаться под эту музыку? Если это ходьба, то какая? Если поклоны, реверансы, то какие? Отметить грациозность и галантность движений (можно дать определение грациозности как легкости и непринужденности движений, а галантности – как уважительному и бережному отношению к партнеру по танцу).
Задачи танцевального творчества в старшей и подготовительной группах: уметь самостоятельно придумать танцевальные комбинации, сочинить свой танец, учитывая характер музыки. Это возможно сделать, только имея хорошую базу музыкально-ритмических навыков. Если работа в этом направлении ведется целенаправленно и последовательно с младших групп, если дети научились и умеют делать танцевальное движение «пружинка» (первая младшая группа, ритмично приседают и встают, удерживая правильную осанку (вторая младшая группа, приседая, раздвигают колени, правильно ставят ступни, держа пятки вместе, а носки врозь, чувствуют сильную и слабую доли в музыке (средняя группа, а также, если будет проведена работа над ходьбой и ориентацией в пространстве, систематически будут выполняться упражнения для рук на мягкость и плавность их движений, то к старшей группе можно будет подойти к подетальному изучению хореографии старинных танцев, а в подготовительной – к работе над выразительностью и непринужденностью исполнения.
Отталкиваясь от знания музыкально-ритмических движений и проведя предварительную беседу с детьми о характере заданной музыки, следует подвести детей к правильному самостоятельному подбору танцевальных движений из общего количества известных им. В свободных танцах на основе старинной музыки дети импровизируют, создают собственные танцы, передавая в них свои ощущения, становятся более раскрепощенными.
Следует отметить, что музыка эпохи Барокко может быть применена не только для танцев, но и как фоновая, для создания атмосферы эпохи, музыкальной характеристики персонажей, оттенения характера происходящего действия. Старинная музыка может использоваться также наравне с современной, конечно, в том случае, если последняя не противоречит общему характеру, настрою праздника.