Светлана Яцула
Командный подход в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Командный подход в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Время стремительно бежит вперед. И вот мы уже знакомимся с федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, который ставит перед нами не только новые задачи и определяет целевые ориентиры, но и требует разработки новых нестандартных подходов к развитию детей, созданию условий для реализации их творческих и индивидуальных способностей во всех основных сферах развития, выполнению социального заказа общества и родителей.
Публикация «Командный подход в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Отсюда, возникает необходимость в поиске путей локальных изменений в подходах к содержанию и организации жизнедеятельности детей в детском саду, в систематизации и обогащении творческого потенциала коллектива. Эту достаточно сложную задачу невозможно решить каждому члену коллектива в отдельности, какими бы способностями и потенциалом он не обладал.
Теория и практика, формирования команд в организации, рассматривается как одно из приоритетных направлений, а понятие «лидерство» и «команда» определены основными понятиями менеджмента 21 века.
Одним из главных отличительных признаков команды является ее способность к совместным суждениям, планам, действиям, которые в свою очередь, направлены на достижение совместного конечного результата.
В условиях команды создается более качественный продукт, как результат совместных усилий и совместного творчества.
Фундаментом командного взаимодействия являются следующие принципы:
- все работают на всех и на общий успех
- все поддерживают каждого, и каждый поддерживает всех
- все радуются успехам каждого и достижениями всей команды
- все переживают за неудачи каждого и стремятся к устранению их причин
-каждый имеет право на собственное мнение, диалог – основа согласования…
Что еще работает на успешность партнерского взаимодействия?
Факторы успешности создания команды :
- четкое видение субъектами формируемой команды стратегических путей повышения качества образования, развития ДОУ
- единство целей и ценностных ориентаций участников команды
- гуманистический и демократический приоритеты, как во взаимопонимании членов команды, так и в осмыслении ими сущности процесса соуправления
- готовность к коллективному поиску оптимальных путей решения проблем
- оптимальное распределение функций, прав и полномочий
- определяющая роль руководителя, его уважение к членам команды, максимальное делегирование обязанностей, организация устойчивых коммуникаций, четкие координационные связи
- высокий уровень компетентностей и культуры членов команды :
Любое начинание, требует определенных шагов к достижению цели, поэтому формирование команды не является исключением, ее деятельность так же структурирована и имеет свои этапы, последовательная реализация которых обеспечивает успешность общего дела.
Алгоритм создания команды :
I этап – постановка проблемы
II этап – постановка цели
III этап – стартовый
IV этап – плановый
V этап – организационно - деятельностный
VI этап – оценочно – рефлексивный
Одной из ярко выраженных форм командного подхода в художественно-эстетическом развития дошкольников остается метод проектов, который объединяет детей, педагогов и родителей в единую команду, с отведенной каждому своей функциональной роли и позволяет более углубленно и целенаправленно реализовывать индивидуальные и творческие способности детей через участие в совместно организованных мероприятиях: Семейные здравиады, Хобби – клубы, Выставки совместного творчества, Встречи поколений, и т. д.
Проектная деятельность, ориентированная на партнерское взаимодействие, обеспечивает поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в группе сверстников, способствует эмоциональному благополучию детей.
Именно командное взаимодействие предполагает сбалансированность распределения ролей, где каждый вносит свой вклад в общее дело, выбирает себе занятие по интересам, способностям и возможностям и относится к его выполнению с максимальной отдачей.
Но главная ценность данного подхода в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста заключается в том, что воспитанники получают первоначальный опыт успешности социально-культурного командного взаимодействия в сообществе взрослых и детей, что способствует становлению целевых ориентиров, обозначенных в федеральных государственных стандартах дошкольного образования.
В стремлении к профессиональной радости, которая рождается от успеха, в планировании перспективы своего профессионального развития командный подход станет незаменимым помощником в практической деятельности дошкольных образовательных организаций.