Элина Шахраманян
«Тайны звёздного неба». Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представления детей о космосе.
Программные задачи
Познавательные : - уточнение представлений детей о космосе, планетах, звездах, созвездиях и о полетах в космос;
- упражнение детей в прямом и обратном порядковом счете в пределах десяти.
Специальные задачи: - развитие фантазии, воображения;
- развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия;
- развитие мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
Публикация «„Тайны звёздного неба“, Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Звездное небо, созвездия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
- воспитание самостоятельности, активности, инициативности; умение работать в коллективе.
Предварительная работа: чтение художественных и документальных произведений о космосе; заучивание стихов на космическую тему; видео-путешествие в планетарий; работа в изобразительной студии; просмотр фото и видео-слайдов о полете первого человека в космос; организация мини-выставки «Тайны звездного неба»; дидактические игры и упражнения по теме занятия; самостоятельное изготовление объемных мобилей: «Солнечная система» и «Планеты»; создание творческих работ из разных материалов совместно с родителями и педагогами.
Материалы и оборудование:
Мультимедийный проектор, иллюстрации о космосе, солнечной системе; фото- слайды на космическую тему; считалка – запоминалка «Планеты Солнечной системы», лазерные фонарики для создания эффекта «звездного неба», цветные резинки, глобус, большой желтый мяч, маленькая игрушка (человечек, изображения планеты Земля, Луны, музыкальное сопровождение, детские рисунки, фломастеры, альбомные листы.
Ход деятельности:
Воспитатель: В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У многих есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега. Большие звезды соединяются в созвездия, у которых тоже есть свои имена: Большая и Малая Медведица, Овен, Телец, Рак, Лев (показ детских рисунков). Издавна звездные созвездия приковывали человеческий взгляд. А что вы знаете о созвездиях? (Ответы детей)
Звёзды, звезды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчанье долгом
Человек в простор ночной-
То со страхом, то с восторгом,
То с неясною мечтой.
И всегда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, -
Водолей, Стрелец и лебедь,
Лев, Пегас, и Геркулес
(Ю. Синицын. Созвездия)
Воспитатель: Ребята, а хотите попробовать пофантазировать и создать свои созвездия с помощью цветных волшебных резинок? Ответы детей. (Дети делятся на три команды и под «Космическую музыку» выполняют различные фигуры из цветных резинок, растягивая их и изображая созвездия)
Воспитатель: Космос всегда интересовал людей, им очень хотелось узнать, есть ли жизнь где-нибудь еще, кроме нашей планеты? Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой русский учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучать их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он написал об этом в своих научных книгах. В честь этого замечательного ученого названы улицы в разных городах нашей страны. Ребята, а вы знаете, как называется улица, на которой находится наш детский сад? (Ответы детей). Правильно, улица имени Циолковского.
Через много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева изготовили первый космический спутник (показ детского рисунка). Они установили на нем специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. Тогда ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту – это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка. Они тоже благополучно вернулись на землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту – послать в космос человека! Ребята, а вы помните, как звали первого космонавта? (Ответы детей). Все верно, космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, простой русский человек, который навсегда прославил свою страну во всем мире. Пятьдесят пять лет назад, 12 апреля, он впервые в мире успешно облетел вокруг Земли на корабле “Восток” (показ портрета Ю. А. Гагарина и детских рисунков). Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно приветствовали первого в истории человечества космонавта.
Ребенок: В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
(В. Степанов «Юрий Гагарин»)
Поёт об этом песни
Весенняя капель
Навеки будут вместе
Гагарин и Апрель.
Воспитатель: А сейчас мы проведём блиц-викторину и узнаем, кто у нас лучше всех разбирается в космических вопросах!
Как называется транспорт, который доставляет людей и технику в космос (космическая ракета)
Как называется астрономический прибор для изучения небесных тел и свети? (телескоп)
Как называется наука о небесных телах (Астрономия)
Как называется место запуска космических ракет и спутников? (космодром)
Как звали собак, которые летали в космос? (Лайка, Белка, Стрелка)
Какой праздник отмечают в нашей стране 12 апреля? (день космонавтики)
Назовите имя первого космонавта земли. (Ю. А. Гагарин)
Какая звезда нам дает тепло? (Солнце)
Сколько планет в солнечной системе вы знаете? (8)
Воспитатель: Ребята, вы очень многое знаете о космосе! А хотите отправиться в космическое путешествие и взглянуть на все, о чем мы с вами говорили своими глазами? (Ответы детей).
Но прежде запомним космические правила:
Дошколенок, не забудь
В космонавты держишь путь.
Космонавтом хочешь стать-
Должен много, много знать.
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет.
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмем мы на орбиты.
Воспитатель: Ребята, по-моему, вы идеально подходите для полета: вы дружные, трудолюбивые и многое знаете! Запомнили правила? (Ответы детей). Тогда надеваем скафандры и готовимся к старту!
Физминутка "Ракета"
Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре - скоро взлет.
Чтобы долететь до Солнца
Космонавтам нужен год.
Мы полета не боимся
Каждый ведь из нас атлет.
Пролетая над Землею, ей передаем привет.
(Руки вверх)
(Руки в стороны)
(Рисуют круг руками)
(Качают головой, держась руками за щеки)
(Руки в стороны, наклоны вправо, влево)
(Сгибают руки в локтях)
(Руки вверх, машут руками).
Воспитатель: Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет : 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1- Пуск!
(Включается космическая музыка, на экране изображение космоса)
Воспитатель: Ребята, вот мы и в космосе. Что вы видите в иллюминаторы? (Ответы детей). Посмотрите, планеты и солнце напоминают дружную семью. А как мы называем эту семью?
(Ответы детей). Солнечная система. А как вы думаете почему? (Ответы детей). Правильно, потому что главой этой семьи является солнце. Скажите, а чем похожи планеты друг на друга.
(Все планеты круглые, все ходят по орбите вокруг солнца). А чем они отличаются? (У каждой своя орбита, они находятся на разном расстоянии от солнца, разные по размеру). Правильно. Итак, все планеты вращаются вокруг солнца по своей собственной орбите. А если бы планеты сошли со своей орбиты, что могло бы произойти? Они могли бы столкнуться, покинули бы пределы Солнечной системы. Давайте поиграем и заодно проверим, так ли это!
Опыт «Шарики на ниточках» Ребенок - солнце, шарики - планеты, ниточки - орбиты. Ниточку обрезают - шарик падает.
Воспитатель: Ребята, вы не забыли, в каком порядке располагаются планеты по отношению к Солнцу? Давайте вспомним нашу считалку-запоминалку:
На луне жил Звездочет,
Он планетам вел учет:
Меркурий - раз,
Венера - два-с,
Три - Земля.
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Восьмой – Нептун.
(Слайд с изображением Солнечной системы)
Воспитатель: Молодцы. А скажите, ребята, какая самая близкая планета к солнцу? А самая дальняя? А наша планета, какая по счету? (Ответы детей). Молодцы, ребята, со всеми вопросами справились. А хотите поиграть в игру «День, ночь»? (Ответы детей).
Маша будет планетой Земля, а Артем будет звездой Солнце (Маша держит в руках глобус, у Артема в руках большой желтый мяч). «Солнце» находится в центре, а «Земля» кружится вокруг «Солнца». «Земля» остановилась. Ребята, давайте попробуем определить, где сейчас на планете день, а где ночь? (Дети высказывают свои предположения, показывают указкой на
глобусе, где день, а где ночь, комментируя свой выбор. Игра повторяется несколько раз со сменой ролей). Воспитатель берет глобус и кладет на него сверху маленькую игрушку (человечка).
Воспитатель: А что произойдет, если я начну вращать глобус? Правильно, игрушка упадет. Планета Земля - огромный шар, который постоянно находится в движении. Почему же мы с вами, предметы, которые нас окружают, машины, дома не падают с планеты в космос? (Дети высказывают свои мнения). Наша планета, как магнит, притягивает к себе все, что на ней находится. Действует земное притяжение.
Ребята, не только у вас есть друзья, наша планета не одинока, у нее в космосе тоже есть друг. Отгадайте загадку и узнаете, как зовут этого друга.
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без … Луны!
(Слайд с изображением Луны).
Ребята, посмотрите в иллюминатор. Перед нами Луна – естественный спутник планеты Земля. Земля притягивает к себе Луну и не дает ей удалиться, поэтому она всегда рядом с Землёй. Луна вращается вокруг Земли, имеет форму шара, но по размеру намного меньше нашей плане-ты. На Луне есть песчаные пустыни, горы, кратеры. Вот только жизни там нет. На луне нет ни животных, ни растений, даже микробов на ней нет. (Слайд с изображением Земли и Луны.
Речевая игра «Сравни». Дети упражняются в построении сравнительных предложений о Земле и Луне.)
Воспитатель: Настала пора возвращаться на Землю. Лягте удобно на ковёр, закройте глаза. Сейчас наш звездолёт входит в пространство Вселенной. Вдох-выдох. (3 раза). Крепко- крепко сожмите в руках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох-выдох. Чувствуете, как приятная лёгкость растекается по телу. Важно сейчас ровно дышать: вдох- выдох (3 раза). Хорошо! Мы не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох-выдох (2 раза). Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу. Мы протягиваем им руки и чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Открыли глаза, сели. Как вы себя чувствуете? (Ответы детей).
Ребята, когда люди возвращаются из путешествия, у них так много впечатлений, что некоторые пишут музыку, книги, картины. Вот и мы сейчас с вами выразим свои впечатления на листе бумаги. Так вот, волшебство продолжается, и авторами этого волшебства станете вы. Возьмите волшебные палочки-фломастеры и рисуйте свой волшебный космос.