МААМ-картинки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Былинные богатыри»

Ольга Грошева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Былинные богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» «Былинные богатыри – защитники земли русской».

Цель: формирование чувства патриотизма у дошкольников через ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о русских богатырях, об их героическом прошлом.

2. Развивать у детей конструктивно-творческие способности при выполнении заданий продуктивного характера.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром „Былинные богатыри“» размещена в разделах

3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к русским богатырям, желание им подражать.

Обогащение словаря : богатырь, былина, пахарь, оратай, доспехи.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», И. Я. Билибина «Вольга и Микула», просмотр презентации «Богатыри земли русской», рассматривание альбома «Богатырские доспехи».

Материалы и оборудование: репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Автопортрет», «Микула Селянинович пашет землю», панно «Дуб», картинки с изображением богатырских доспехов (кольчуга, шлем, меч, лук и стрелы, копье, палица, щит), солнца и дубового листика, талисманы «листок дуба» по количеству детей, шаблоны щитов, клей, «волшебный экран», телевизор, музыкальные композиции «Звучание колокола», «Гусли».

Ход занятия:

1 часть. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, я вам предлагаю взяться за руки и почувствовать тепло наших рук. Улыбнитесь друг другу. У вас самые теплые руки и самые добрые улыбки. Это потому, что мы с вами живем в удивительной стране с очень красивым названием – Россия. Много разных стран на земле, но Россия единственная и необыкновенная страна. Почему?

Дети. Потому что Россия - наша Родина.

2 часть. Беседа «Кто такой богатырь.

В. Правильно, ребята. (Звук колокола). В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей. И вот тогда на защиту родной земли вставали русские богатыри. А кто такой богатырь?

Д. Богатырь – это отважный воин, сильный человек, защитник своей Родины.

В. Ребята, откуда мы знаем о русских богатырях?

Д. О русских богатырях мы знаем из сказок, энциклопедий, из былин.

В. А что такое былина?

Д. Былина – это рассказ о том, что было раньше.

В. Былина – это русское народное сказание о богатырях. Сегодня ребята я хочу пригласить вас на открытие картинной галереи «Былинные богатыри земли русской».

(Дети проходят к первой картине).

3 часть. Беседа о художнике В. М. Васнецове.

В. Много лет назад жил добрый человек. И как все добрые люди приносил в мир радость. Был он художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. (Показ репродукции В. М. Васнецова «Автопортрет»). Когда он был молодым, любил читать былины. Один из былинных рассказов так понравился Васнецову, что он записал его к себе в тетрадь.

(Звучит тихая музыка – гусли).

«Под славным городом Киевом

На тех степях на Днепровских

Стояла застава богатырская

На заставе был богатырь Илья

Илья Муромец, сын Иванович

А и конь под Ильей, словно лютый зверь

А и сам на коне, как ясный сокол!

А и был на заставе Добрыня Никитич млад

И пошел его добрый конь богатырский

С горы на гору перескакивать

С холма на холм перешагивать.

А и был там Алеша Попович лад

Что из красна города из Ростова.

В. Решил художник этих богатырей нарисовать. Так появилась картина «Богатыри». (Показ репродукции на экране телевизора).

4 часть. Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри».

В. Ребята, кто изображен на картине?

Д. На картине изображены три богатыря.

В. Кто находится в центре картины?

Д. В центре картины изображен Илья Муромец.

В. Что вы знаете о нем?

Д. И. М. – мужественный, сильный и мудрый воин. Он был самым старшим из богатырей.

В. Кто изображен слева от И. М. ?

Д. Слева от И. М. изображен Добрыня Никитич.

В. Расскажите о нем.

Д. Добрыня Никитич был искусным воином. Он умело стрелял из лука.

В. Кто находится справа от И. М. ?

Д. Справа от И. М. находится Алеша Попович.

В. Верно. Алеша Попович самый молодой из богатырей. Что вы о нем знаете?

Д. Алеша Попович был ловким и находчивым воином. Он обладал хитростью и смекалкой и очень любил играть на гуслях.

5 часть. Беседа о богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче.

В. Ребята, а вы знаете, что не все богатыри на Руси были воинами. Был такой богатырь – Микула Селянинович (показ репродукции картины «Микула Селянинович пашет землю»). Он был богатырь – пахарь. На Руси богатыря-пахаря называли Оратай.

«Оратай – оратаюшка, он одной рукой камень вывернет,

А двумя то руками быка свалит».

В. Когда богатырям-воинам нужна была помощь, они звали Микулу Селяниновича на подмогу. Ребята, а как вы думаете, что легче воевать или землю пахать?

Д. Воевать.

В. Правильно, ребята. Так и гласит русская народная пословица «Землю пахать, не мечом махать». Когда Микула Селянинович пахал землю, он приговаривал заветные слова. Давайте и мы их скажем.

6 часть. Динамическая пауза “Нивка, нивка золотая…»

Яровая жинка, уроди пшеничку, овес да чечевичку (идут по кругу)

На поле копнами (через стороны руки вверх)

На столе пирогами (лепят пироги)

Нивка золотая, добрая, медовая, принеси нам хлеба (идут по кругу)

Стебелек до неба (тянут руки вверх)

Матушка – рожь (вверху машут руками)

Встань стеною сплошь (взяться за руки и поднять руки вверх)

Стебель в оглоблю, колос в дугу (наклоны в разные стороны)

Встань рожь большая, вот такая (снизу встают вверх)

Расти копна золотая (кружатся)

Вот такая (обнимаются).

7 часть. Рассматривание картинок «Богатырские доспехи».

В. Ребята, а что надевали на себя богатыри, когда собирались в поход?

Д. Шлем, кольчугу.

В. А что брали с собой?

Д. Меч, щит, копье.

В. Как это все можно назвать?

Д. Богатырские доспехи.

В. Ребята, я вас попрошу рассказать о богатырских доспехах. А поможет вам в этом «волшебный экран». (Дети садятся вокруг «волшебного экрана», по очереди встают, берут картинку с изображением доспеха, вставляют ее в кармашек экрана и коротко рассказывают о ней.)

1 реб. Это – кольчуга. Кольчуга – рубашка из железных колец. Она защищала богатырей в бою.

2реб. Это – меч. Его передавали по наследству от отца к сыну.

3реб. Это – шлем. Он защищал голову богатыря. Его делали из железа и меди.

4реб. Это – лук и стрелы. Стрелы носили в колчане, пристегнутом к поясу.

5реб. Это – копье. Чтобы метать копье, воин должен быть сильным и ловким.

6реб. Это – палица. Тяжелой палицей богатырь разгонял всех врагов.

7реб. Это – щит. Его украшали знаками солнца и растительности.

В. Знак солнца на щите помогал отражать удары врагов, а, например, изображение листиков дуба наносились на щит для того, чтобы воин вернулся живым. (Воспитатель показывает детям картинки с изображением солнца и дубового листа).

5 часть. Работа за столами.

В. А сейчас я предлагаю вам ребята пройти в художественную мастерскую и каждому украсить богатырский щит. (У каждого ребенка на столе заготовки щита, листиков дуба, солнышка и клей). После работы дети выставляют своя щиты к картинкам с доспехами.

В. Посмотрите, ребята, наша выставка богатырских доспехов пополнилась вашими замечательными работами.

6 часть. Рассматривание панно «Дуб».

В. И вот богатыри надели доспехи, взяли оружие. Но перед тем, как идти в поход, они подходили к дубу. (Дети с воспитателем подходят к панно «дуб»). Дуб почитался на Руси за свою жизнестойкость. Считалось, что если взять с собой листок дуба, то он придаст воину силу.

7 часть. Итог.

В. Ребята, понравилась вам экскурсия по картинной галерее? Что вам больше всего запомнилось? На память о нашей экскурсии по картинной галерее я хочу подарить вам талисман «листочек дуба». (Дети снимают с дуба по одному листочку.)

В. Будьте смелыми, честными, добрыми. Любите свою родную землю, как любили и берегли ее былинные богатыри – защитники земли русской.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации пластилином в средней группе «Тувинская юрта» Тема непосредственной образовательной деятельности «Тувинская юрта» - аппликация пластилином в средней группе детей дошкольного возраста.

«Экскурсия на выставку». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» К О Н С П Е К Т Непосредственно- образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста.

«Сказка за сказкой». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»«Сказка за сказкой». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Возрастная группа: 3 – 4 года Тема: «Сказка за сказкой» Цель: обобщить знания детей по теме комплексно-тематического плана «В гостях у сказки».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура» Цель: Повышение уровня физической подготовленности детей на основе совершенствования двигательных умений и навыков, а так же развития двигательных.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Физическое развитие» в подготовительной к школе группе ВидеоКонспект непосредственно образовательной деятельности в области «Физическое развитие» в подготовительной к школе группе Видео Основные цели: • Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. • Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей,.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (подготовительная к школе группа) Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Телемост с профессором Почемучкиным".

«Осень». Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе Цель: продолжать учить детей замечать и назвать сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи; развивать умение детей узнавать.

«Зима». Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области.

«Белоснежная зима». Конспект открытой образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Программные задачи: Учить детей сравнивать времена года, отмечая характерные признаки каждого, развивать связную речь, активизация и обогащение.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Звук как физическое явление»Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Звук как физическое явление» Цель:формирование представлений о звуке, как о физическом явлении, особенности передачи звуков, разное восприятие звуков человеком и животными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Былинные богатыри»
Опубликовано: 29 марта 2016 в 11:05
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Былинные богатыри»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Грошева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД