Ольга Тюхина
Консультация «Сюжетно-игровые занятия»
▼ Скачать + Заказать документы
20.04.2019
В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету.
Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.
Публикация «Консультация „Сюжетно-игровые занятия“» размещена в разделах
Использование сюжетно игровой формы занятия способствуют решению ряда задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Понаблюдайте за детьми во время игры, где естественные условия развития движений не ограничены правилами их выполнения, и вы увидите, как это позволяет детям раскрыть свой двигательный потенциал, заложенный природой. В игровом (сюжетном) занятии ребенок раскроет вам все свои личностные качества: смелость, настойчивость, волю, выручку, терпимость, сопереживание. Играя с детьми, вы можете кроме традиционных задач физического воспитания решать и сопутствующие общеразвивающие, решение которых, сделают наших детей умнее, разностороннее, человечнее.
Так где же может проявиться естественная активность ребенка? Конечно же, в самом естественном его виде деятельности – в игре. Так давайте не будем лишать детей детства!
Таким образом, коллектив нашего детского сада поставил перед собой цель: Формирование интереса и обеспечение эмоционального благополучия дошкольников на занятиях физической культурой, путем использования сюжетно – игровой формы организации двигательной деятельности дошкольников.
В процессе достижения данной цели, планировалось решение следующих задач:
1. Воспитывать любознательность и потребность в занятиях физической культурой у дошкольников.
2. Обеспечить устойчивую мотивацию детей во время занятий физической культурой.
3. Создать благоприятные условия на физкультурных занятиях для эмоционального комфорта дошкольников, учитывая их индивидуальные особенности.
4. Совершенствовать приобретенные двигательные навыки и физические качества и способствовать развитию новых.
5. Воспитывать личностные качества: смелость, настойчивость, волю, взаимовыручку, сопереживание, чувство патриотизма и т. д.
6. Развивать творческие качества дошкольников.
Работа по созданию системы работы для решения поставленной задачи, велась поэтапно:
Анализ ситуации в ДОУ по данной проблеме (анкетирование родителей и воспитателей, беседы с детьми, анализ образовательного процесса по физическому воспитанию дошкольников, диагностика)
Анализ развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ
(соотнесение имеющихся условий с условиями рекомендованными ФГОС ДО)
Внесение необходимых изменений в содержание образовательного процесса (разработка перспективного планирования занятий по физическому воспитанию, подборка парциальной программы по физическому воспитанию, разработка плана подвижных и малоподвижных игр на прогулке, разработка сценариев праздников и развлечений).
Пополнение развивающей предметно – пространственной среды стандартным и нестандартным оборудованием.
Подбор средств, форм, методов и технологий физического воспитания дошкольников для достижения цели и решения поставленных задач.
Для выявления полной картины по проблеме, было проведено анкетирование родителей и воспитателей ДОУ по вопросу заинтересованности детей занятиями физической культурой. Результаты показали что лишь в 20% семей присутствует культ здорового образа жизни, где члены семьи активно занимаются физкультурой и спортом, соответственно и дети испытывают высокий интерес к физической культуре. 65% семей занимаются физическими упражнениями время от времени, интерес детей к физкультуре в таких семьях имеет не постоянный волнообразный характер, мотивация неустойчивая. И 15% ведут пассивный образ жизни, физкультурой занимаются очень редко, выбирая для отдыха просмотр телевизора, чтение литературы, игры на компьютере.
Опрос воспитателей так же показал, что интерес детей к физкультуре в ее традиционной форме слабый, тяжело удержать мотивацию ребенка на протяжении всего занятия, бывает нелегко обеспечить высокую двигательную активность и инициативу отдельных детей в различных режимных моментах ДОУ. Во время прогулки например, многие дети предпочитают играть в песке или играть с игрушками, чем играть в подвижные игры или игры с элементами спорта.
Во время беседы с детьми выяснилось, что на занятиях они переживают если не получается то или иное упражнение или заданное двигательное действие. Во время прогулки дети испытывают трудности в организации подвижных игр самостоятельно. Тем не менее, с удовольствием играют если игры организует педагог.
Далее был проведен анализ имеющейся развивающей предметно – пространственной среды на соответствие ее требованиям ФГОС, а так же для решения поставленных задач. Необходимо было выяснить, является ли среда достаточно разнообразной. В необходимой ли мере оснащен спортивный зал и спортивные уголки групп ДОУ. Анализ показал, что среда физкультурного зала оснащена на 82, 5 % по отношению к требованиям ФГОС. Однако для сюжетно – игровой формы занятий необходимо большое разнообразие нестандартного оборудования. Для того чтобы занятие было интересным и увлекательным необходимо наполнить его разнообразными интересными яркими элементами, это послужит залогом интереса детей т. к. наблюдения показали, что детей очень увлекает наглядный красочный материал. Поэтому была проведена работа по расширению развивающей среды физкультурного зала. Разработаны и изготовлены: элементы декораций к сюжетно-игровым занятиям, наглядные пособия для игр, схематические изображения, нестандартное оборудование для ОРУ (Бабочки на ленточках, чашечки, косички, матрешки, кленовые листики, снежинки, флажки, султанчики, погремушки на каждого ребенка) и основных движений (мостик, лианы, бревно и другие) Оборудование легко трансформируется при минимальных затратах времени и его можно использовать как в условиях помещения, так и на улице. Детей привлекают необычные формы оборудования и красочность декораций, что способствует повышению эмоционального тонуса и интереса у детей к различным видам двигательной деятельности на занятиях, увеличению двигательной активности, развитию самостоятельности детей, формированию потребности в движениях. Администрацией детского сада было приобретено разнообразное фабричное оборудование: сухой бассейн, батут, парашют, балансир, мишени, а также костюмы для формирования образа героев сюжета (клоунские, полицейские, пожарные, пиратские и ковбойские шляпы, маски кошки, волка, медведя и др). В течение всего исследования педагогом изготавливалось оборудование для красочной реализации подвижных и малоподвижных игр, эстафет) Все это позволило вовлечь детей в двигательную деятельность, сделать сюжетно – игровые занятия богаче и интереснее, ярче и достовернее передать замысел, сюжет.
Наиболее трудоемким и выдался следующий этап введения сюжетно – игровой формы физического воспитания в ДОУ. Поскольку, удалось выяснить, что проблема низкого интереса к физической культуре в ДОУ присутствует, а значит, содержание образовательного процесса необходимо корректировать, подбирать новые формы и методы физического воспитания, использовать другие технологии. Возникла необходимость составления нового перспективного планирования образовательной деятельности по физическому воспитанию в котором бы систематизировалась вся работа, направленная на увеличение интереса дошкольников к физической культуре и повышения их эмоционального благополучия.
В новом перспективном планировании были предусмотрены различные виды образовательной деятельности в области физического воспитания дошкольников: физкультурные занятия в спортивном зале и на улице, праздники, развлечения, консультации для родителей). Физкультурные занятия запланированы в сюжетно – игровой форме, в соответствии с тематикой, реализуемой в ДОУ, В физкультурные занятия на улице было принято решение ввести программу Л. И. Волошиной «Выходи играть во двор». В основу этой программы заложены теоретические идеи, инновационный педагогический опыт белгородской научной школы дошкольного образования, связанные с воссозданием и развитием игрового пространства детства. Её содержание направлено на развитие личности ребенка, позитивную социализацию индивидуализацию, становление ценностей здорового образа жизни.
Конспекты занятий в спортивном зале разрабатывались с использованием следующих источников: Н. Б. Муллаева «Конспекты – сценарии занятий по физической культуре для дошкольников», Е. И. Подольская «Физическое развитие детей 2 – 7 лет сюжетно – ролевые занятия», Т. Б. Сидорова «Познавательные физкультурные занятия», Н. Н. Ермак «Физкультурные занятия в детском саду : творческая школа дошколят», сборники научно – практического журнала «Инструктор по физкультуре», а также интернет источники. На занятиях по физической культуре дети разучивали новые двигательные навыки и приобретали физические качества, а затем закрепляли и совершенствовали их на физкультурных праздниках и досугах, которые так же имели сюжетно – игровой характер. Разученные виды подвижных игр и эстафет в дальнейшем использовались на утренниках и музыкальных праздниках, разученные комплексы ритмической гимнастики, которые приоритетно использовались на занятиях как альтернатива традиционным общеразвивающим упражнениям, включались в выступления детей на различном уровне (агитбригады, хореографические конкурсы, музыкальные номера на праздниках ДОУ, в комплексах утренней зарядки).
Введение сюжетно – игровой формы работы по физическому воспитанию в ДОУ потребовало очень много времени, сил и знаний, поэтому работа в этом направлении велась не один учебный год. За это время удалось накопить достаточно объемный опыт и собрать большое количество методического материала
Для закрепления основных видов движений в интересной игровой форме, воспитателям ДОУ было предложено использовать на прогулке разученные ранее игры. Для этого разработана картотека подвижных игр на весь учебный год.
Все сюжетно-игровые занятия составлялись с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Серия сюжетно-игровых занятий для младших и средних дошкольников «Прогулка в лес», «В гости к кукле Алине», «Прогулки по осенней площадке детского сада», «ГТО – знаем на все сто», «Весеннее путешествие» и другие состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, что облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности, что очень ценно для работы с детьми этого возраста.
Движения детьми осваивались не в готовом виде, а с позиции творчества, включающего импровизацию и воображение. Занятия на основе ритмической способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата и сердечнососудистой системы, формированию правильной осанки, создают у детей бодрое настроение, развивают чувство ритма.
Сюжетно-игровые занятия требуют большой подготовки, поэтому работу по развитию двигательных умений и навыков у детей выстраивалась в сотрудничестве с музыкальным руководителем. Совместно подобрано музыкальное сопровождение для общеразвивающих упражнений, релаксаций, музыку, тематически связанную с сюжетом. Музыкальное сопровождение на сюжетно-игровых занятиях создает ощущение гармонии с окружающим миром, способствует снятию эмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, адаптации организма детей к физическим нагрузкам.
Работа по развитию двигательных умений и навыков у детей осуществляется в сотрудничестве с педагогами детского сада. Проводятся консультации и мастер классы по народным играм, по использованию танцевально – ритмической гимнастики, игрового самомассажа, игровой дыхательной гимнастики и др.
По вопросам физического воспитания детей необходима скоординированная деятельность педагогов, инструктора по физической культуре, медицинского персонала с родителями. После диагностики и оценки физической подготовленности и развития дошкольников, родители знакомятся с достижениями своих детей, в начале учебного года и в конце, родителей очень интересуют успехи детей. Работа с родителями проводится непрерывно. Родители получают полную информацию в виде памятных листовок, консультаций, информационных стендов, где подробно описываются способы мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом в игровой форме в семье. Получаемая из анкет информация позволяет конкретизировать содержание работы с родителями и определить тематику консультаций. В рамках дней открытых дверей проходят показы открытых физкультурных занятий и утренних гимнастик в сюжетно – игровой форме. Сотрудничество педагогов ДОУ и родителей в целях формирования интереса у детей дошкольного возраста к занятиям физкультурой, успешно осуществляется в организации совместных праздников и развлечений, таких как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Как витамины обезьянку Анфису спасли», «Кузя домовенок уходит в Армию». В процессе подготовки и проведения данных праздников и развлечений устанавливается доверительный деловой контакт между семьей и детским садом. Родители, привлечённые к различным видам оздоровительной деятельности, принимают на себя большую ответственность за развитие, воспитание и жизнь детей, серьезнее относятся к здоровью, как своего ребёнка, так и детей группы, в которой он находится.
В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету.
Подбор средств и методов при проведении занятия в сюжетно – игровой форме определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей, а так же задачами конкретного занятия.
В процессе сюжетных занятий рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету : например, перед разучиванием танца «Раки» загадать загадку «Под водой живет народ - ходит задом наперед»; при выполнении несложных по структуре упражнений невысокой интенсивности «Морская волна» и «Я на солнышке лежу» предложить детям всем вместе произнести вслух отрывок из сказки А. С. Пушкина «Ты волна моя, волна» или спеть песенку из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню». Можно также предложить детям выполнить дома или в группе рисунки, тематически связанные с сюжетом занятия (нарисовать море, рыбку, чайку, кораблик и т. п.).
При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики рекомендуется использовать специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными природными звуками.
Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, голоса дельфинов, «пение» китов, шум морского прибоя и др., создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важное воспитательное значение. При подборе релаксирующего музыкального сопровождения особенно важна роль психолога, т. к. неграмотное использование тех или иных звуков природы может вызвать непредсказуемую реакцию ребенка, важно учитывать возможные страхи и фобии, которые могут вызвать негативную психическую реакцию.
Продолжительность сюжетно – игрового занятия 30 минут. Вводная часть 4-6 минут, основная 18-20 минут, заключительная 3-4 минуты.
В 1 (вводной) части, занятия дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной оценки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. В качестве ОРУ используются обычные упражнения с различными предметами, либо имитационные, а так же музыкально-ритмические. Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию, эмоциональное настроение ребенка.
Во второй (основной) части переход к игровому сюжету. Каждый сюжетный материал распределяется на 2 занятия. На первом занятии педагог знакомит детей с новыми движениями, закрепляет уже известные. На втором занятии - совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.
Обучение детей основным движениям не должно остаться без внимания. Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности. В рамках сюжетно – игровой формы занятия целесообразно давать основные виды движений в виде игровых задач, например прыжки в длину с места как «Перепрыгни через овраг», лазание по гимнастической лестнице «Залезь на дерево и достань яблочко», ходьба по ограниченной площади опоры «Пройди по узенькому мостику и не упади», и. т. д., в зависимости от сюжета занятия.
Подвижная игра - важная составляющая основной части занятия. Ее подбор осуществляется в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий и подчиняется общему сюжету.
В 3 (заключающей) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствую более быстрому восстановлению организма, и несут оздоровительный характер.
Результативность использования сюжетно – игровой формы занятия является безусловной. Полученный в процессе опыт, дает основание утверждать, что эффективность процесса введения преимущественно сюжетно – игровой формы физического воспитания дошкольников ведет к развитию двигательных способностей детей их устойчивой мотивации к занятиям физической культурой, заметному повышению эмоционального комфорта. В результате нам удалось создать успешно работающую систему, направленную на формирование интереса и обеспечение эмоционального благополучия дошкольников на основе введения сюжетно – игровой формы занятий физической культурой.