Ольга Карпова
Консультация «Игровые маркеры как условие формирования игровой и познавательной активности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. В соответствии с концепцией нашего дошкольного учреждения пространственная организация детского сада в целом и каждой группы в отдельности реализуется через совокупность образовательных пространств, в которых ребенок свободно действует, создает и поддерживает вместе с другими нормы и правила этих пространств.
Публикация «Консультация „Игровые маркеры как условие формирования игровой и познавательной активности ребенка“» размещена в разделах
Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях, оформленных совместно с родителями, и продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов (книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.). Среда насыщена объектами, мотивирующими детское познание, которое помогает расширить интересы ребенка. Развивающее содержание выступает в роли естественного фона жизни ребёнка, предъявляя ему познавательные задачи в привлекательном виде и вне структурированной ситуации обучения.
Решить задачу формирования игровой и познавательной деятельности ребенка позволяет создание маркеров игрового пространства.
Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжетная игра.
Маркеры игрового пространства решают следующие задачи:
1. Обогащают содержание сюжетных игр детей.
2. Развивают познавательную активность детей (дети осваивают средства и способы познания, обогащают опыт деятельности и представления об окружающем)
3. Развивают умение самостоятельно организовывать игры и упражнения.
Маркеры обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям: легко трансформируются, многофункциональны, вариативны; активизируют двигательную активность; имеют эстетический вид, занимают мало места при хранении; выполнены из недорогих и доступных материалов.
В нашем дошкольном учреждении игровые маркеры представлены в виде плоскостных объектов, изготовленных из листового упаковочного картона. Это модули машин (машина «Хлеб», «Пожарная», «Полиция», грузовик, автобус, корабль). Часть модулей выполнена в виде многофункциональной ширмы, которая складывается в плоское состояние и легко убирается. С помощью липучек и прищепок в рамки помещаются картинки, подбираемые по теме.
При помощи игровых маркеров можно обыграть огромное количество сюжетов: «Театр», «Парикмахерская», «Аптека», «Автозаправка», «Автомойка», «Шиномонтаж», «Поликлиника», «Супер-маркет» и т. д. Воспитанники организуют сюжетную игру, тема которой определяется на утреннем круге в соответствии с образовательным событием. Игровая деятельность может быть организована как в групповом пространстве, так и в пространстве ДОО.
Кроме объемных объектов, очень активно используются мини-маркеры настольные. С ними можно играть за столом с мелкими игрушками, деталями, конструктором, вторичным материалом и т. д. Они представляют собой макеты квартиры, гаража, космической ракеты, деревни, луга, водоема. С большим интересом дети создают ландшафтные поверхности, используя готовый материал и создавая своими руками объекты. В процессе творческой игры каждый раз рождаются новые истории, пополняется активный словарный запас.
Импульсом для создания новых игровых маркеров могут служить предстоящие праздники, события выходного дня, интересные встречи в кругу семьи, путешествия.
Использование игровых маркеров обеспечивает гибкое зонирование пространства на зоны, уголки, секторы, центры для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Эти зоны трансформируются в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей. При этом учитывается доступность для осуществления всех основных видов активности в пространстве ДОО детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Таким образом, опробовав маркеры игрового пространства в работе с детьми, мы убедились, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивает разнообразие предметного содержания, доступность и удобство размещения материалов. Дети не конфликтуют между собой, не ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Кроме того игровые пособия могут быть использованы для создания уголка уединения – при помощи, которых, ребенок может отгородиться от общего пространства и отдохнуть. Данные пособия надолго увлекают ребенка, ставят перед ним много различных задач, требующих внимательности, усидчивости и настойчивости, развивают творческое мышление.