Олеся Сушко
Игровые атрибуты как фактор формирования сюжетно-ролевой игры у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы
Нашу комбнированную группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития.
У детей с особенностями в развитии мы наблюдаем недоразвитие игровой деятельности, они долго не обнаруживают потребности в игре. Мы пытаемся включить их в игру, но они долго не проявляют интерес к её процессу и игрушкам, действуют безразлично, порой пассивно подчиняясь нашим требованиям.
Публикация «Игровые атрибуты как фактор формирования сюжетно-ролевой игры у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками
- Темочки
Сюжетно-ролевая игра — первая проба социальных сил, их первое испытание. Педагогическая ценность игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают отношения уже не условные, a реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров, вступает ли в конфликты, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу. Игра помогает ребенку преодолеть свою слабость, управлять собой, создает условие для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения. Игра — средство сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу изучить ребят, их духовный мир.
Отсюда становится понятным, почему так велико значение игры для психического развития детей. В игре лучше всего развиваются психические свойства ребенка, происходит осознание и отработка социального поведения.
Через сюжетно-ролевую игру можно помочь ребенку адаптироваться в этом мире, научиться вести себя в различных местах и ситуациях.
Человечество выработало специальные предметы, которые позволяют детям воспроизводить то, что они видят вокруг себя. Специальные предметы — это игрушки. С их помощью малыши по-новому реконструируют свой собственный опыт и приобщаются к жизни взрослых.
Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является целесообразный подбор игрушек:
дети видят в ней такую же несомненную для себя действительность, какой для взрослых являются любая вещи из обихода;
создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности;
она делает действия детей реальным – в ней много воображаемого, но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны;
дает возможность активно действовать, выражать свои мысли, чувства;
помогают воспитанию у детей интереса к труду, дает представление о людях различных профессиях;
является важным фактором психического развития;
они могут быть использованы в разных играх по содержанию сюжета для обозначения игрового пространства;
объединяют детей.
Сейчас работа с детьми в ДОУ осуществляется по тематическому планированию. На каждую тему педагог старается подобрать или изготовить что-нибудь необычное, для того чтобы заинтересовать этой темой детей.
Но требуемую игрушку, атрибут к определенной игре не всегда можно найти в магазине. Игрушка-самоделка легко решает эту проблему.
К решению этой проблемы мы подошли нестандартно. Возникла идея изготовления атрибутов к игре из бросового материала. Но, создавая такую игрушку-атрибут, необходимо соблюдать определенные требования к ее созданию:
• игрушка должна как можно больше походить на настоящую вещь для воссоздания разных событий из жизни;
• «обслуживать» разнообразные игры, включаться в разнообразное тематическое содержание;
• соответствовать объему личного и игрового опыта.
Хотим поделиться некоторыми атрибутами для сюжетно-ролевых игр, изготовленные своими руками (демонстрируются игрушки – атрибуты)
Зачем мастерить игрушку из бросового материала?
• Оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить воображение и сконструировать предмет для игры;
• сделанная своими руками игрушка несет детям радость, а взрослым удовлетворение от хорошо выполненной работы и экономии в бюджете. Игрушки-самоделки длительное время побуждают к играм, так как не спешат расставаться с интересным предметом, находясь под впечатлением созданного;
• процесс изготовления может объединить между собой всех – детский коллектив, детей и взрослых, поможет родителям лучше понять своих малышей, их интересы, желания, возможности;
• всегда есть подручный материал для изготовления игрушек, она легко трансформируется для хранения, просто ремонтируется и доступны как для игры в помещении, так и на улице;
• рукотворная предметно-игровая среда позволяет моделировать пространство в соответствии с замыслами и накопленным социальным опытом;
• действуя с игрушками из бросового материалами, дети не только создают воображаемые игровые образы, но и видят то, чем действуют.
Действуя с игрушками, сделанные из бросового материала, ребенок в игре воспроизводит игровой образец через обыгрывающие действия (описание деятельности взрослых с помощью игрушки); придумывает новые ситуации с игрушкой в рамках одного сюжета; сопровождает действия с игрушкой коммуникативными действиями. Выполняя роль с использованием игрушки, ориентируется на общественную значимость деятельности взрослых.
Создавая игрушку из бросового материала необходимо учесть баланс социального и игрового опыта ребенка (например, для создания игрушек к теме «Пожарный» создаем несколько атрибутов, доступных по опыту детям – пожарная машина, огнетушитель, каска).
Мы стараемся использовать различный по фактуре, изобразительности материал, поддерживая мотивацию к исследованию и познанию окружающего мира. Стараемся поощрять любознательность ребенка, предоставляя ему разнообразные предметы взрослого обихода.
Изготавливая игрушку, стремимся изготовить максимально «настоящую» вещь, так как действия с ними имеет осмысленную и четкую функцию, определяющую их устройство.
Изготовленная игрушка должна быть привлекательной, эстетичная, динамичная, полифункциональная, безопасная.
Некоторые игрушки могут использоваться в разных по содержания играх, в различных видах деятельности (совместной организованной, свободной игре, спортивных мероприятиях, сюрпризный момент и т. д.)
Дети нашей группы с большим удовольствием играют с этими атрибутами, придумывая новые правила и варианты игры.
Наши уголки постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.