Татьяна Щепина
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности
Тема: «Свойства бумаги»
Для детей подготовительной группы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность,
аккуратность при работе с водой.
Развивающие задачи:
Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-
следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой.
Развивать у детей внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
Темочки:
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
Продолжать развивать умение самостоятельно делать выводы на основе
практического опыта.
Обучающие задачи:
Систематизировать знания о свойствах бумаги, её видах и назначении,
процессе изготовления.
Помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги
Научить детей делать опыты с бумагой.
Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.
Предварительная работа: знакомство с основными свойствами бумаги в
процессе опытно-экспериментальной деятельности детей, знакомство с
глобусом, беседы на тему «Бумага в нашей жизни».
Материалы и оборудование: Бумага разных видов : писчая бумага,
салфетка, картон; плотности и назначения, столы для экспериментирования,
ёмкости с водой, глобус.
Содержание деятельности :
Этапы Содержание деятельности Время
Процесс вовлечения. Воспитатель. Добрый день и добрый час!
Очень рады видеть вас!
На гостей вы посмотрели?
А теперь тихонько сели!
На столе стоит коробка. Спрашиваю у детей хотели бы они узнать что находится в этой коробке?
Тогда послушайте загадку и вы узнаете что в ней находится.
На столе передо мной
Закружился шар земной
Арктика, экватор, полюс
Уместил всю Землю (глобус)
-Что такое глобус? (это модель Земли).
-А что такое модель (это наша планета в сильно
уменьшенном размере в миллионы раз).
-Посмотрите на нашу планету. Что обозначают цвета на глобусе? (цвета обозначают воду и сушу). Суша – это горы, леса, равнины.
-Какого цвета много на глобусе? (синего).
-А какого цвета очень мало? (зелёного).
-Как вы думаете, почему? (потому что лесов очень мало, они горят, их рубят, деревья стареют и болеют).
-А для чего рубят леса? (леса рубят для строительства домов, коттеджей, для изготовления мебели и бумаги).
К сожалению, много деревьев приходится уничтожать из-за того, что люди не задумываясь тратят бумагу напрасно, неправильно обращаются с ней. Вспомните как часто мы неразумно обращаемся с бумагой (нарисовали и выбросили, смяли, взяли большой лист, а можно было взять маленький. Так и уничтожаются леса и мы к этому бываем причастны.
И вот из-за нашей халатности, из-за небрежного обращения с бумагой всей этой красоты может и не быть.
Целеполагание. Что же нам делать, как помочь лесам, как спасти их от вырубки (беречь бумагу, мебель и всё что сделано из дерева).
Я сейчас вам загадаю загадки:
1. Я белая как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдёт, там заметку кладет (бумага).
2. Всех листов плотнее он,
Белый и цветной (картон).
3. Знают взрослые и детки
Вытираем рот (салфеткой).
Все эти предметы вот здесь у меня на столе.
Для чего нужны эти предметы? (ответы детей). Бумага- это бумага, на ней пишут; салфеткой вытирают рот, значит она не бумага?
А из картона вообще коробки делают, значит и он не бумага?
Выдвижение гипотез Воспитатель. Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон - это тоже бумага или нет?
Дети высказывают свою точку зрения.
Придётся нам проверить, кто прав, а кто ошибается. Чтобы это узнать, нужно посмотреть одинаковые или разные свойства у этих материалов.
Для этого мы проведём опыты.
Где проводят опыты? (в лаборатории).
Как называют людей, которые проводят опыты? (исследователи, учёные).
Сегодня мы будем исследователями, итак отправляемся в лабораторию.
Проводится физкультминутка.
Осуществление действий Итак, ребята, вы садитесь за столы, но сначала послушайте небольшую историю:
-Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрёл бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всём мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.
- Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами, рассмотрите и назовите их (бумага писчая, картон, салфетка).
-Теперь потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине (картон самый толстый, салфетка самая тонкая).
-Попробуйте смять бумагу, картон, салфетку. Получилось? (ответы детей)
-Какая полоска смялась очень сильно, какая нет.
Почему? (ответы детей)
-Правильно, ребята, самая тонкая полоска (салфетка) мнётся сильнее, чем толстая (картон) Но всё-таки все полоски мнутся и толстая, и тонкая.
Значит, полоски мнутся.
-Попробуйте распрямить бумагу (картон, салфетку) разгладьте полоски ладошкой.
Получилось? Почему? (ответы детей)
Итак, полоски легко мнутся и совсем не разглаживаются, не становятся прежними.
Пальчиковая гимнастика.
Мы бумагу режем, режем
Мы бумагу рвём, рвём
Мы бумагу клеим, клеим
Мы бумагу мнём, мнём.
-Возьмите ножницы и разрежьте поочерёдно полоски. Какая полоска режется легче? (ответы детей). Все ли полоски можно отрезать?
Мы выяснили, что все полоски легко режутся
ножницами.
-А сейчас попробуйте оторвать по кусочку от каждой полоски. Получилось оторвать от всех полосок?
Значит, полоски ещё и рвутся
-Что будет с полосками, если их опустить в ёмкость с водой? (намокнут, потонут).
Проверяем наше предположение.
По мере впитывания воды полоски тонут. Салфетка - быстро, картон - медленно.
Вывод: полоски впитывают воду.
Другое свойство полосок – полоски горят и легко воспламеняются. Это свойство вы экспериментировать не будете. Как вы думаете почему? (потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др.) А если это где-то произойдёт, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь.
-По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (номер 01, номер 03). Но этот опыт мы всё равно проведём, только всё буду делать я, а вы наблюдать.
Формулировка вывода, рефлексия. -Одинаковые или разные свойства у бумаги, картона, салфетки? (одинаковые)
Что вы скажите о картоне и салфетке? (это бумага).
Что интересного вы сегодня узнали о бумаге?
Какие свойства имеет бумага?
Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни (на ней рисуем, пишем, из неё делаем оригами, аппликацию).
-Ребята, хотите поиграть в интересную игру?
Мы будем определять на ощупь название бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, глаза мы закроем.
Дети определяют с закрытыми глазами какая бумага (бархатная, копировальная, гофрированная, туалетная, картон и т. д.)
-А как вы будете бороться за сохранение наших лесов? (беречь леса, собирать макулатуру, беречь и хранить книги, не пачкать и не рвать, передавать их из поколения в поколение, постараться в жизни посадить хоть одно дерево).
-Молодцы, вы настоящие друзья леса. Попробуйте дома ещё провести опыты, как мокрая бумага прилипает к стеклу, а потом нам расскажите об этих экспериментах.