Инга Невмовенко
«Связная речь и познание мира» к семинару-практикуму «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
"СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ПОЗНАНИЕ МИРА"
Цель: уточнение знаний и умений педагогов по проблеме познавательно – речевого развития детей.
Задачи:
1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников;
2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.
3. Совершенствовать умение дискутировать, выступать;
Публикация «„Связная речь и познание мира“ к семинару-практикуму „Культура речи педагога“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
4. Активизировать навыки по генерированию идей дидактических пособий для речевого развития детей;
5. Развивать личностные профессиональные качества педагогов;
6. Совершенствовать навыки логического мышления;
Ход деловой игры
1. Мотивационно – организационный этап.
В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется определенным закономерностям, всё взаимосвязано друг с другом.
Стремясь понять окружающее, дети обращаются к взрослым со своими бесконечными «почему?» и «зачем?».
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.
Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Устами ребёнка глаголет истина». А так же нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области познавательно – речевого развития дошкольников.
2. Содержательный этап
Мы попадаем на страницу «Разминочная»
-Предлагаю каждой группе сорвать один лепесток с объяснением педагогического термина, обдумать его, и выбрать зелёный листок, который является ответом. Подобрав лепестки к листьям, уважаемые эксперты заслушают ваши определения.
Предлагаем вспомнить:
1. Знания — усвоенная познавательная информация, которая включает конкретные факты, правила, законы и закономерности, устанавливающие связи между фактами и явлениями.
2. Умение — сформированная способность совершать определенные действия на основе полученных знаний. Проявляется в деятельности.
3. Навык — автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Формируется на основе многократного выполнения определенных действий.
4. Методы обучения — способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
5. Прием — часть метода. Это способ педагогических действий в определенных условиях. Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи.
6. Что относится к словесным методам и приёмам обучения? (пояснение, рассказ, чтение, беседа).
7. Что такое диагностика?
Диагностика — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т. п. с помощью специально разработанных учебных методик.
8. Что такое мотивация?
Мотивация — процесс побуждения детей к речевой деятельности для достижения целей организации занятия
9. Рассказ – это последовательное повествовательное или описательное изложение педагогом нового материала.
10. Беседа – это диалог педагога и ребёнка, в котором взрослый путём постановки вопросов проверяет уже имеющиеся знания или подводит к пониманию и усвоению новых знаний.
Мы попадаем на «Страницу дискуссий»
На данном этапе мы с вами должны определить, какие педагогические условия нужны для успешного, полноценного интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста.
Для этого мы проведем мини – дискуссию. Вашему вниманию будет предложен вопрос и к нему варианты ответов. Ваша задача - выбрать один или несколько правильных ответов и обосновать выбор.
1. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы работа по развитию речи принесла наибольший эффект и пользу в развитии детей…»
v Достаточно занятий по развитию речи
v Речевое развитие должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно – образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром; коллективный труд; прогулки; режимные моменты; игры.
2. Ваша позиция по отношению к детям на занятиях по развитию речи :
Вы учитель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? В каких случаях необходима первая позиция, в каких – вторая?
3. Вы являетесь сторонником тишины и строгой дисциплины на занятиях по развитию речи? Считаете ли вы необходимым организовать деловое общение детей друг с другом во время занятия? Если да, то почему это общение необходимо?
4. Какие методические приемы вы используете для того, чтобы обеспечить совместную деятельность детей на занятиях по развитию речи :
v Задания предлагают нескольким (минимум двум) детям;
v Можно предложить детям один предметный материал, с которым они работают (например, общий лист бумаги) ;
v Задания должны даваться в такой форме, которая подчеркивает общность участников.
5. К рассказу воспитателя при объяснении материала на занятиях предъявляются следующие требования…
• Последовательность изложения в соответствии с планом
• Выделение и повторение главной мысли, идеи
• Достоверность, убедительность сообщаемого факта
• Простота и доступность речи воспитателя
• Эмоциональность, показ личного отношения воспитателя к излагаемому материалу
• Краткость рассказа педагога
-Так ли это?
Итак, обобщая ваши высказывания можно сформулировать следующие педагогические условия успешного и полноценного познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста (приложение).
3. Игровой этап
Страница «Объяснялки»
На этом этапе мы проверим вашу находчивость и сообразительность в области развития представлений об окружающем у детей у дошкольного возраста.
Предлагаются видеозапись детских высказываний, а педагог, стоя спиной к экрану, и не видя подсказки на экране, должен догадаться, о чём идёт речь.
За правильный ответ педагог получает фишку с изображением детской улыбки.
Литературная страница «Эрудированный педагог»
На полу раскладываются дорожки из обручей, переходить из обруча в обруч могут только после правильного ответа. Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. У одного участника каждой группы в руках – бубен.
1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)
2. Как звали трех поросят в одноименной сказке? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)
3. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». («Рукавичка».)
4. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)
5. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)
6. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)
7. Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
8. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)
9. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
10. О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)
11. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)
12. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)
13. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)
14. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)
15. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)
16. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности? («Айога».)
17. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)
18. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи».)
19. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)
20. Как звали мышат из украинской сказки «Колосок»? (Круть и Верть.)
4. Заключительный этап.
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.
Предлагаю каждому педагогу оценить свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора.
-Давайте обсудим Ваши ожидания от деловой игры и Ваши чувства после её проведения (Обсуждение).