Эльвира Александровна Вагайцева
Культура речи педагога-образец для подражания.
Культура речи педагога – образец для подражания.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно важно данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Культура речи педагога-образец для подражания,» размещена в разделах
В исследованиях Е. И. Тихеевой, Ф. А Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражение.
М. М. Алексеева отмечает, что подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Очень важно и значимо, речевое развитие дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Создание развивающей речевой среды в детском саду это - фактор развития речи детей. Педагог обязан создавать такую остановку, внутри которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно».
К профессиональной речи педагога относятся :
• качество языкового оформления речи;
• коммуникативная компетентность ;
• ценностно - личностные установки педагога;
• четкий отбор информации для создания высказывания.
• Строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на опыт;
• Владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками.
• Ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Речь воспитателя ее эмоциональность, выразительность очень важна в работе с детьми дошкольного возраста.
Среди требований к речи педагога ДОО выделяют :
• Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
• Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
• Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
• Чистота- отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики - одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников – подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов – паразитов, диалектных и жаргонных слов.
• Выразительность- особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи. Сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности речи ребенка. Но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
• Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.
• Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей ДОО.
Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью и постоянно заботящийся об ее усовершенствовании.
Старший воспитатель Вагайцева Эльвира Александровна