Людмила Лютова
Связная речь у старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Судьба любого человека во многом зависит от того, как прошло у него дошкольное детство, так как именно в период дошкольного детства происходит процесс формирования основных личностных образований. В связи с этим очень важно в период дошкольного детства подготовить ребенка к новому очень важному периоду его жизни – учебе в школе. Не менее значимо определить степень готовности ребенка к школе для прогнозирования обучаемости того или иного ребенка.
Публикация «Связная речь у старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Несомненно, степень готовности ребенка к школьному обучению и предупреждению школьной дезадаптации во многом зависит от развития речи ребенка. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно.
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, среди которых дошкольники с третьим уровнем речевого развития оставляют самую многочисленную категорию. Этим и обусловлена актуальность проблем преодоления недоразвития речи.
Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо также и для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.
Огромное значение в системе логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи имеет целенаправленное формирование навыков самостоятельных связных высказываний.
Конечно, в рамках этой работы невозможно глубоко и всесторонне осветить все обозначенные вопросы, связанные с развитием связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Они сложны, многообразны и могут быть рассмотрены с различных позиций. Многие вопросы обозначенной проблемы принадлежат к категории междисциплинарных научных проблем, т. е. различные их аспекты являются предметом исследования в целом комплексе дисциплин: психологии, педагогики, дефектологии, поскольку развитие связной речи у детей объективно и неразрывно связано со всеми иными аспектами воспитательной работы, которая может быть эффективной лишь в результате совместной деятельности многих взрослых, участвующих в воспитании ребенка: логопеда, воспитателя дошкольного учреждения, родителей и т. д. С этим и связан интерес к теме работы.
Исследователи психологической основы связной речи, особенностей ее развития в детском возрасте Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. подчеркивали сложный характер ее формирования у детей и в связи с этим указывали на важность речевого воспитани].
Многие ученые (А. М. Бородич, Э. П. Короткова и др.) в качестве основного средства развития связной речи, рассматривают обучение детей рассказыванию, которое положительно влияет и на формирование и познавательных способностей детей и психических процессов.
Исследованием связной речи занимались и такие ученые как Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, М. В. Филичева и др.
Проблемы участия родителей в развитии связной речи дошкольников рассматривались в исследованиях М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, Е. О. Смирновой и др.
Несмотря на то, что проводились разноплановые исследования различных нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста, как в отечественной, так и в зарубежной литературе, проблемы развития связной речи у детей с ОНР третьего уровня, (Г. И. Жаренкова Г. А. Каше, Н. А. Никашина и др., до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной дошкольной логопедии, требует дополнительного изучения.
Методологической и теоретической основой исследования являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Я. С. Выготский, Е. И. Тихеева и др.)], лингвистическое учение о языке как знаковой системе (В. Гумбольдт, Н. И. Жинкин, А. А. Потебня и др., теории об особенностях психического развития старших дошкольников (А. М. Леушина, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Понятие общее недоразвитие речи в научной литературе
В литературе имеется немало исследований, посвященных анализу такого речевого расстройства, как общее недоразвитие речи. По-видимому это объясняется тяжестью, частотой возникновения и разнообразием проявления этого речевого дефекта у детей.
Работа медико–педагогических комиссий по отбору детей в специальные дошкольные учреждения и группы показывает, что количество детей с речевой патологией, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, увеличивается. Однако групп младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи почти нет. Это связано, очевидно, с недостаточной разработанностью теоретических и методических положений о данном речевом дефекте, о характеристике речи детей разного уровня развития на разных этапах усвоения родного языка. Чем раньше будет выявлено речевое недоразвитие, тем раньше ребёнок получит квалифицированную помощь со стороны.
Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ещё не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.
«Скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования…». Так определяет общее недоразвитие речи Г. А. Волкова.
По мнению М. Зееман, «Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».
Теоретическое обоснование ОНР было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50 – 60 х. годах XX века на основе результатов многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста.
Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решён вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.
Понятие общего недоразвития речи основывается на прогрессивной точке зрения о возможностях единого педагогического подхода к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвитости речи у детей, исходя из конкретного состояния языкового развития ребенка.
Г. И. Жаренкова утверждает, что к общему недоразвитию речи могут привести различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия, а также в первые годы жизни ребёнка.
В зависимости от того, когда произошло мозговое поражение, определяется и структура речевой недостаточности и процессы компенсации. От времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии развития мозга в целом.
Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций и т. п.) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза (на 3–4 месяце внутриутробной жизни). В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций. Иногда может наблюдаться недоразвитие мозга в целом или более выраженные поражения отдельных мозговых структур, что в результате приводит к возникновению сложного дефекта, например, сочетание олигофрении с моторной алалией и т. п.
Основными причинами, вызывающими указанные повреждения или недоразвития мозга, являются инфекции или интоксикации матери во время беременности и плода по резус–фактору или групповой принадлежности крови, заболевания нервной системы (нейроинфекции) и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка. Употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям физического и нервно–психического развития ребёнка, одним их проявлений которых часто является ОНР, сочетающееся с синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбудимости и с крайне низкой умственной работоспособностью. В предупреждении у детей речевого недоразвития большую роль играет раннее выявление таких детей, правильно организованная медицинская, воспитательная и логопедическая работа.
Генетические факторы также являются одной из причин возникновения речевых нарушений, в том числе и общего недоразвития речи, возникающие под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.
Возникновение ОНР может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в её развитии.
Если влияние этих факторов сочетается хотя бы с нерезко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.
Исходя из вышесказанного, можно сделать общее заключение о сложности и полиморфизме этиологических факторов, вызывающих ОНР. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребёнка.
Хотя этиология и патогенез ОНР многообразны, но с клинической точки зрения наибольшее значение имеет группа ОНР, связанная с ранним органическим поражением ЦНС.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в современной педагогической литературе вопросы ОНР разрабатываются и являются актуальными.
Под понятием «общее недоразвитие речи» вслед за И. С. Кривояз, будем понимать такую форму патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. «При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее появление, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования…» .
К ОНР могут приводить различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка.
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
В логопедической литературе принято условно разделять их на три основные группы.
По мнению исследователей, у детей первой группы отмечаются особенности лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. При обследовании этих детей, как правило, не обнаруживается четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у незначительной части обследуемых при подробной беседе с матерью, выявляются факты не резко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях исследователи отмечают недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.
В психическом облике этих детей они обращают внимание лишь на отдельные черты слабой регуляции произвольной деятельности, общей эмоционально волевой незрелости.
Отсутствие парезов и параличей, выраженных кодкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отличаемые же малые неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и динамического праксиса. Это преимущественно дизонтогенетический вариант ОНР.
Как отмечают отечественные и зарубежные авторы (Ю. С. Василенко, Л. Н. Ефименкова, М. Зееман, Г. А Каше, И. С Кривояз и др., несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем – в особых условиях обучения. Практика показывает, что направление детей с не резко выраженными речевыми нарушениями в массовую школу может привести к возникновению вторичных невротических и неврозоподобных расстройств.
У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически энцефалопатический симптомокомплекс нарушений.
При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы, выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, которая свидетельствует не только о задержке созревания ЦНС, но и о некотором повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее часто исследователи выявляют следующие: гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного внутричерепного давления); церебрастенический синдром (повышенная нервнопсихическая истощаемость); синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса).
Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей второй группы позволяет выявить наличие у них типичных нарушений познавательной деятельности, которые обусловлены как самим речевымнарушением, так и низкой работоспособностью.
У детей третьей группы исследователи выявляют стойкое и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная алалия. У этих детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга и в первую очередь зоны Брока. При моторной аламии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Специфическими признаками моторной аламии специалисты считают следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи – фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи.
Сравнивая пути освоения родного языка детьми, сообщаемые исследователями нормальной детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них определенного сходства: какая бы форма патологии речи ни была присуща ребенку, он не минует в своем развитии тех трех основных периодов, которые выделены А. Н. Гвоздевым.
Например, первый уровень речевого развития, который в логопедии характеризуется, как «отсутствие общеупотребительных словесных средсв общения», легко соотнести с первым периодом, который А. Н. Гвоздев назвал «Однословное предложение. Предложение из двух слов – корней».
Второй уровень аномального развития речи, который описывается в логопедии как «начатки фразовой речи», соответствует периоду нормы «Усвоение граматической структуры предложения».
Третий уровень аномального речевого развития, который характеризуется как «обиходная фразовая речь с проблемами лексико-грамматического и фонетического строя», представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка.
Несомненно, ни одна периодизация не воссоздать всей сложности диалектического взаимопроникновения периодов развития и сосуществования в каждом последующем периоде качеств предшествующего. Как писал А. Н. Гвоздев «При всей условности переодизация нужна, как для учета меняющихся качеств психики в онтогенезе, для разработки дифференцированных приемов воспитания и обогащения ребенка знаниями адекватного уровня, так и для создания системы профилактики…».
Ф. А. Сохин указывал, что развитие детской речи, как в норме, так и в патологии, представляет собой многообразный и сложный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т. п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому в различные периоды развития речи детей некоторые компоненты языка уже усвоены ребенком, а другие усвоенны только частично или еще не усвоены совсем. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.
До определенного момента в детской речи много неточностей, свидетельствующих об, неимитивированном, оригинальном употреблении такого строительного материала языка, как морфологические составляющие. Постепенно смешиваемые компоненты слов разделяются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы используются уже постоянно. Постепенно беспрепятственное употребление морфологических составляющих слов идет на убыль и применение форм слов становиться стабильным, т. е. осуществляется их лексикализация.
Последовательность, с которой осуществляется усвоение обеими категориями детей типами предложений, способами связей слов внутри них, слоговой структурой слов, протекает в русле общих закономерностей и взаимообусловленности, что позволяет охарактеризовать процесс развития речи детей как в норме, так и в условиях нарушения, как системный процесс.
Сравнивая ход освоения фонетики обеими категориями детей, исследователи пришли к выводу о том, что нельзя не заметить в нем общих закономерностей, которые заключаются в том, что освоение звукопроизношения идет по пути все более и более усложняющейся и дифференцирующейся работы артикуляционного аппарата. Освоение фонетики тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя родного языка.