Марина Янбухтина
Практикум «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАКТИКУМ
«Культура речи педагога».
(1 слайд – отрывок со словами И. Тургенева). Великим и могучим называл русский язык И. Тургенев. Но, как часто, мы – русские люди не можем воспользоваться этим величием и могуществом языка: не можем связно высказаться, не знаем норм образования и изменения слова, порой используем слова-паразиты, жаргонные слова. А ведь речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.
Публикация «Практикум „Культура речи педагога“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
2 слайд – Профессор Л. И. Скворцов даёт определение, согласно которому «Культура речи – владение нормами устного и письменного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т. д., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи». Культура речи свидетельствует об эрудиции человека, его интеллекте, этике, воспитании. Владение нормами речи – это авторитет, успех в обществе, перспектива. И кто, как не педагог, обязан владеть этими нормами речи. Ведь речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и, одновременно, образец для воспитанников.
3 слайд – За последние несколько лет практика общения воспитателей с детьми и родителями показывает, что возникла необходимость повышения качества речевого развития детей через повышение уровня речи педагога. Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт. Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приёмы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.
4 слайд – Требования к речи педагога ДОУ :
ТОЧНОСТЬ – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе.
Точность. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
5 слайд – Требования к речи педагога ДОУ :
ЛОГИЧНОСТЬ – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Логичность. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
6 слайд – Требования к речи педагога :
УМЕСТНОСТЬ – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учёт специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).
7 слайд – Требования к речи педагога :
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального переживания.
Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребёнка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребёнка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать своё отношение к предмету разговора.
8 слайд – Требования к речи педагога :
БОГАТСТВО – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Богатство. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребёнка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребёнка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
9 слайд – Требования к речи педагога :
ПРАВИЛЬНОСТЬ – соответствие речи языковым нормам.
Правильность. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
10 слайд – Требования к речи педагога :
ЧИСТОТА – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
Чистота. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
11 слайд – Знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребёнком, но и слышать его.
12 слайд – Типичные ошибки, встречающиеся в речи педагогов :
- ОРФОЭПИЧЕСКИЕ,
- ГРАММАТИЧЕСКИЕ,
- СЕМАНТИЧЕСКИЕ (лексические).
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребёнок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи.
13 слайд – ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ошибки – это нарушение произносительных норм устной речи (произносительные нормы устной речи изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия).
Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи : внимание слушающего отвлекается неправильностью произношения, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Данные ошибки проявляются:
- в неправильном произношении звуков в словах («тэрмин» вместо «термин»; «кофэ» вместо «кофе»);
- в неправильной постановке ударения в слове («звОнит» вместо «звонИт», «красивЕе» вместо «красИвее»; «кухОнный» вместо «кУхонный»; «торЫ» вместо «тОрты»);
14 слайд – ГРАММАТИЧЕСКИЕ ошибки – это нарушение правил, которые используют грамматические формы различных частей речи и синтаксических конструкций.
Грамматические ошибки проявляются:
- в употреблении рода имён существительных («французская шампунь» вместо «французский шампунь»; «красивая тюль» вместо «красивый тюль»; «большой мозоль» вместо «большая мозоль»);
- в неправильном согласовании местоимений с существительными в роде («моё день рождения» вместо «мой день рождения», т. к. притяжательное местоимение «мой» относится к существительному «день», а не к слову «рождение»);
- в неправильном склонении числительных («в двух тысячи пятом году» вместо «в две тысячи пятом году»);
- в неправильном употреблении рода числительных («в присутствии обоих девочек» вместо «обеих», но «обоих мальчиков»);
- в неправильном употреблении местоимений («много ихних вещей» вместо «много их вещей»);
- в неправильном употреблении окончаний имён существительных во множественном числе («сапогов» вместо «сапог»; «носок» вместо «носков»; «чулков» вместо «чулок»);
- в ошибочном употреблении различных форм глаголов («ложить» вместо «класть»; «ложи на стол» вместо «клади на стол»; «поклади» вместо «положи» - в данном случае глагол с корнем «лож» всегда должен употребляться только с приставкой: «положи, наложи, сложи», но «клади»);
- в некорректном использовании форм глагола («сели за столы» вместо «сядьте за столы», «подошли ко мне» вместо «подойдите ко мне» - здесь, выражая просьбу, следует употреблять глагол в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени).
15 слайд – СЕМАНТИЧЕСКИЕ (лексические) ошибки – это нарушение правил использования лексического значения слов в речи. Слово? должно употребляться в том значении (в прямом или переносном, которое оно имеет. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания.
Семантические ошибки проявляются:
- в неточном употреблении лексического значения слов («займи мне денег» вместо «дай мне денег взаймы» или «одолжи мне денег», поскольку глагол «занять» имеет значение «взять в займы», а не «дать взаймы».
- нарушение лексической сочетаемости «играет важное значение» вместо «играет важную роль» или «имеет важное значение»; «слушайте сюда» вместо «слушайте» (что-то или кого-то);
- тавтология, т. е. повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла («в мае месяце» вместо «в мае»; «строительство замерло на мёртвой точке» вместо «встало на мёртвой точке»; «Информационное сообщение» вместо «сообщение» или «информация»).
16 слайд – Практикум «ПРОВЕРЬ СЕБЯ».
Задание №1. Расставьте правильно ударения в словах.
А сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя (раздать листочки с заданиями).
17 слайд – договОр, дремотА, жалюзИ, заусЕница, квартАл, опЕка, ракУшка, свёкла, срЕдства, слИвовый, танцОвщица, твОрОг, тУфля, уведомИть, фенОмен, звонИт, новорождённый, обеспЕчение, бАнты, ломотА.
18 слайд – Задание №2. Определите род существительных.
Шампунь (М. Р., мозоль (Ж. Р., кофе (М. Р., не склон., вуаль (Ж. Р., какао (Ср. Р., не склон., пальто (Ср. Р., не склон., гель (М. Р., тюль (М. Р.).
19 слайд – Задание №3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных.
Яблоко – много яблок,
Полотенце – полотенец,
Апельсин – апельсинов,
Блюдце – блюдец,
Желе – желе,
Рукав – рукавов,
Шаровары – шаровар,
Окно – Окон,
Сапоги – сапог,
Носки – носков,
Чулки – чулок,
Рельсы – рельсов.
20 слайд – Задание №4. Исправьте ошибку в предложении.
Этот человек был полный невежда в вопросах искусства.
Мальчик надел пальто и шапку и пошёл гулять.
Коля является лидером нашей группы. Когда я вернулся к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему концу.
21 слайд –
Неправильно: Правильно:
Чо Что (што)
Ихние Их
Оделися Оделись
Обезбаливающее Обезболивающее
Разбувайтесь Разувайтесь
Уплотишь Уплатишь
Бежи Беги
ЗвОнишь ЗвонИшь
Ложить Класть
Ляж Ляг
Перед тем, как подготовиться к выступлению, был проведён опрос «Какие ошибки у нас встречаются чаще всего?». Наши ошибки:
22 слайд – Высказывания и афоризмы классиков литературы и выдающихся мыслителей о культуре речи, силе слова, о родном языке:
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».
Г. Гегель.
«Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой».
Аристотель.
«Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает».
Р. Эмирсон.
«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний».
К. Д. Ушинский.
«Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания».
В. А. Сухомлинский.
«Речь слагается из трё х элементов: из самого оратора, из предмета о котором он говорит, и из лица, к которому обращаются».
Аристотель
«Слово – одно из важнейших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя».
А. Ф. Кони.
«Позаботьтесь о том, чтобы все ваши слова были понятны, пристойно и правильно расположены, чтобы каждое предложение и каждый ваш период, затейливый и полнозвучный, с наивозможною и доступною вам простотой и живостью передал то, что вы хотите сказать; выражайтесь яснее, не запутывая и не затемняя смысла. Позаботьтесь также о том, чтобы, слушая вашу речь, меланхолик рассмеялся, весельчак стал ещё веселее, простак не соскучился, разумный пришёл в восторг от вашей выдумки, степенный не осудил её, мудрый не не воздать ей хвалу».
М. Сервантес.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи, придерживаться литературных норм произношения, и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.
Перед воспитателем стоит серьё зная задача: он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создаёт, прежде всего, при помощи нашего языка. Язык воспитателя должен быть для ребят эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и тончайшего инструмента педагог развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.
Именно поэтому к речи педагога ДОУ сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
23 слайд – ЛИТЕРАТУРА:
- Введенская Л. А., «Русский язык и культура речи»
- Ожегов С. И., «Словарь русского языка»
- «Русская риторика» хрестоматия
- Успенский, «Слово о словах»
- Чуковский, «Живой как жизнь»
Дети это цветы жизни, а мы – садовники, которые взращиваем эти прекрасные создания, каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой, чистой речью, чтоб не сожалеть потом.
Мне хочется пожелать вам, как можно чаще заглядывать в мир слова. В нём – кладезь мудрости вековой. (БУКЛЕТЫ).