Галина Александровна Степанова
«Святочные дни». Познавательно-творческий проект
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Зима – ожидание чуда, самое волшебное, праздничное и сказочное время года. После осенних работа наступала пора отдыха и развлечений. Устраивались посиделки: игры, гуляния, ярмарки. Наступал праздник! Святки! Святки – так называют 12 святых дней с Рождества до Крещения.
Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Именно в этот праздник наблюдается странное сочетание христианских и языческих обрядов. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами – святочными гуляниями, святочными колядованиями, гаданиями под Рождество, Старый Новый год и Крещение Господне. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, народных гуляний.
Публикация «„Святочные дни“, Познавательно-творческий проект» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Чтобы семья стала крепкой и дружной, ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.
Дети, особенно младшего дошкольного возраста, не знают о традициях русского народа празднования Рождества Христова и Святок, прерывается связь времен и поколений. Так же, как и встарь, они должны быть участниками традиционных на Руси православных праздников, радоваться Рождеству и Святкам, учиться петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Для разрешения проблемы приобщения детей младшего дошкольного возраста к народным традициям, обычаям и развития познавательно-творческих способностей существует необходимость разработки и реализации проекта «Святочные дни».
Цель проекта: способствовать духовному развитию ребенка через получение знаний о Православной вере и ценности русской народной культуры.
Поставленная цель будет достигнута посредством последовательного решения следующих задач:
1. Расширение кругозора, приобретение новых знаний за счет приобщения и погружения в русскую культуру и традиции.
2. Формирование представлений о праздновании зимних святок на Руси.
3. Поддержание интереса к Рождественским праздникам и участию в обряде колядования.
4. Воспитание положительных духовных и нравственных качеств: уважительного отношения к старшим, доброты, отзывчивости, справедливости.
Тип проекта: познавательно-творческий
Срок реализации: краткосрочный (10 дней)
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Механизм реализации проекта:
I этап – подготовительный
Определение цели и задач проектной деятельности.
Тематическое планирование по теме: «Святочные дни»
Подбор художественной литературы по духовно-нравственной тематике: колядки, сказки, стихи, загадки.
Подбор иллюстраций, видео материалов, музыкальных произведений по теме проекта.
Подбор материала для информирования родителей (папка-передвижка, объявление, буклет).
Подбор материалов и пособий для продуктивной и творческой деятельности.
II этап основной (реализация)
План мероприятий по реализации проекта:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Беседа о празднике «Рождество Христово» с просмотром мультфильма Михаила Алдашина с одноименным названием.
- Беседа «Легенда о Рождественской Ёлочке» с просмотром мультфильма Себелевой И. М. (Перспектива, 2009)
- отгадывание загадок
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- восприятие и слушание музыки: русской народной песни «Как на тоненький ледок», звучание церковных колоколов;
- изобразительная деятельность: лепка «Младенец в люльке», рисование «Рождественская ёлочка»;
- ручной художественный труд: аппликация «Ангел»;
- ритмопластика (движения под музыку песни «В лесу родилась ёлочка»);
- знакомство с шумовыми народными музыкальными инструментами;
Образовательная область «Речевое развитие»
- чтение и восприятие художественной литературы: стихотворений о Рождестве (И. Рутенин, «Зима. Рождество», «Рождество» Г. Лонгфелло, А. Фет «Ночь тиха»); рождественских сказок (Сказка про Рождество для детей «Путешествие к звёздам», «Паучки и Рождественская ёлка» в переводе В. Григоряна)
- разучивание колядок, частушек;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Образовательная область «Физическое развитие»
- подвижная игра «Валенки-скороходы», хороводная игра с речевым сопровождением «Топ-топ», малоподвижная игра с речевым сопровождением «Баба Яга».
Взаимодействие с родителями:
- консультация «Приобщаем детей к народным традициям»
- организация выставки «Ангел небесный»
III этап заключительный
- совместный досуг (развлечение) с участием детей и родителей «К нам на Святки пришли колядки».
- размещение фотоотчета о реализации проекта на сайте МАДОУ.
Предполагаемые результаты:
- устойчивый интерес к изучению истории и традиций культуры русского народа, повышение уровня познавательной активности;
- использование детьми в активной речи потешек-колядок, стихов, активизация словарного запаса.
- приобщение родителей к использованию традиций русской народной культуры в семейном воспитании детей.
- пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-творческой деятельности.
- упрочение связей «детский сад-родитель», «ребенок-родитель», укрепление партнерских взаимоотношений и повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
Используемая литература
1. Веракса Н. Е, Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2011
2. Деркунская В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольника в
игре. – Москва, «Педагогическое общество России», 2009
3. Пушкина С. И. «Мы играем и поем» инсценировки русских народных
игр, песен, хороводов. – М. : Школьная пресса, 2001
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра «Валенки-скороходы»
Приглашаются 2 команды игроков. Они выстраиваются в колонну друг за другом. У стартовой черты стоят валенки. По сигналу ведущего первые игроки надевают валенки, бегут к стульчикам, обегают их, возвращаются к команде, снимают валенки, передают эстафету следующим игрокам. Побеждает та команда, которая первой закончит эстафету.
Хороводная игра «Топ-топ»
Дети встают парами по кругу: первый – «лошадка», второй – «ездок». Произнося слова, пары выполняют движения:
-Топ-топ – на конях, скрип-скрип – на санях (делают 2 притопа и бегут по кругу).
-Едем к бабушке – на оладушки.
-Будет, будет нам пирог (лепят пирожки)
-Блин с подмазочкой (намазывают блин)
-Будет, будет вечерок с доброй сказочкой (носок, пятка, 3 притопа – 2 раза).
Игра повторяется в другую сторону. Игроки меняются ролями.
Игра «Баба Яга»
Дети встают в круг. В центре – водящий: Баба Яга. В руках у нее по-мело. Под текст дразнилки дети прыгают вокруг Бабы Яги, дразнят ее. Баба Яга помелом (можно веткой) старается дотронуться до детей – «заколдовать»: как коснется ребенка – он застывает в любой позе.
Бабка Ёжка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала,
А потом и говорит:
- У меня живот болит.
Пошла она на улицу –
Раздавила курицу.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку –
Испугала зайку.